Узнав о визите Артёма Варгафтика в Томск, дал себе слово, что обязательно схожу на его концерт. И не обманул.
А в начале был его голос, впервые услышанный на «Эхо Москвы», где он, совместно с Анатолием Агамировым, убедительно, а порой витиевато, рассказывал о Музыке и Музыкантах. С тех самых пор не устаю удивляться умению этого, без преувеличения, талантливейшего музыковеда – способности разжечь, расцарапать интерес у слушателя. Его рассказ завораживает, интригует, привлекает внимание. Факты подаются не сразу, их озвучиванию предшествует основательная подводка, виртуозная, вызывающее восхищение своей цельностью и внутренней собранностью. Одним словом – Златоуст.
А потом был изумительный цикл передач «Партитуры не горят» на телеканале «Культура», где Артём Михайлович блестяще проявил себя и как автор, и как ведущий – колоритный и обаятельный. В жанре музыкально-просветительского монолога на телевидении ему нет равных. Кого поставить рядом? Да никого. Именно поэтому проект ток-шоу «Оркестровая яма» не был таким же удачным и зрелищным как «Партитуры не горят».
Возвращаясь к прошедшему концерту, хочу сказать, что получил огромное удовольствие от встречи с творчеством Артёма Варгафтика. На самом деле, объяснять музыку тяжелейший труд, объяснять музыку Баха – труд сизифов. Тысячи километров и три столетия отделяют нас от той атмосферы, обстановки, воздуха, наконец, в которых создавал свои произведения этот великий композитор. Мы уже другие. И не имея специальных познаний, сможем воспринять его музыку лишь ухом, а не душой. Слушаем, но не слышим. Понимает ли это Артём Михайлович? Я не знаю. Его задача, мне кажется, лежит в несколько иной плоскости – не объяснить Музыку, а пробудить у нас тягу к ней, показать, что Музыка без контекста становится заурядным фоном, и может быть использована в сугубо утилитарных целях, например в качестве рингтона.
Анонсированная на весну следующего года встреча с Артёмом Варгафтиком и музыкой Моцарта, очень радует. Обещан «Реквием». Будет интересно.
Напоследок хочу посоветовать всем книгу издательства «Классика-ХХI», под уже ставшим брендовым названием: «Партитуры тоже не горят».
Вчера сходил на вторую встречу с Артёмом Варгафтиком. Впечатления самые позитивные, но с небольшой ложкой дёгтя, о которой чуть позже. Темой музыковедческого расследования стал «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта. История создания и проблема авторства. А сколько реального Моцарта в этой «моцартовской лебединой песне», в «последнем шедевре» гениального композитора? Вопрос, поднятый нашим гостем, весьма злободневен. Почему одни произведения становятся популярными, а другие предаются забвению? Кто или что определяет вкусовые пристрастия слушателей? Какой был бы коммерческий успех «Реквиема» без многочисленных мистификаций, легенд, искажений фактов и здравого смысла? Ведь раскрученное легче продаётся и на репертуарное произведение люди пойдут с большей охотой. Или всё-таки композиторская мысль Моцарта настолько сильна, что пробивается к нам, несмотря на дополнения и правки?
Об исполнении. На первое место поставлю, пожалуй, хоровую капеллу ТГУ. Некоторые фрагменты в партии хора основная причина пиломоторного рефлекса у слушателей. Из солистов лучше всего воспринималось сопрано Вероники Цай. Тенор же Дмитрия Пименова был неубедителен. Оркестр хорош, кроме соло тромбона в Tuba mirum.
О публике. Практически полный зал. Подумалось, что пора перед началом концертов кроме дежурного призыва отключать мобильные телефоны мягко, но настойчиво, просить зрителей не мешать музыкантам и другим слушателям бессмысленными аплодисментами во время исполнения. Это моветон. Один из самых пронимающих моментов «Реквиема»: совершенно безумная пауза между окончанием вдохновенного полёта ввысь Kyrie eleison – Christe eleison и началом падения в бездны огня и серы Dies irae. И этот момент испортили чьи-то блудливые ладошки. А главное, что Реквием это часть заупокойного ритуала, никто не аплодирует во время отпевания. Ещё большее удивление вызвали обструкционные хлопки части зала во время выступления Артёма Михайловича. Откуда такое неуважение? В чём причина этого приступа бескультурья? Не понимаю.