Начался 70-ый юбилейный сезон Томской филармонии и ТАСО. Поздравляю!
Первое отделение было целиком посвящено скрипичной музыке, солировали братья Иван и Михаил Почекины. Открывалось отделение исполнением двух частей второго скрипичного концерта Паганини. Сам концерт несомненно виртуозный и выразительный, переполнен техническими сложностями, но не более того. Он как подкованная лесковская блоха – бессмысленная музыкальная «диковинка». Произведения Сен-Санса (Интродукция и Рондо каприччиозо) и Сарасате (Наварра) воспринимались уже лучше. И оркестру, наконец, дали поиграть. Ну а больше всего понравилась импрессионистическая «Цыганка» Равеля – яркая кульминация первого отделения. В начале нарочито сдержанная, а местами даже «тусклая» партия скрипки преображается в безудержные пассажи народного танца, точечно поддерживаемые оркестром. Изящная вещь.
Второе отделение. Пятая симфония Шостаковича. Музыку Дмитрия Дмитриевича очень трудно испортить, не получилось и в этот раз, несмотря на огрехи исполнения. И нет смысла вдаваться в разного рода конспирологические теории и криптографические версии касательно программности или непрограммности симфонии. Она хороша сама по себе, особенно Largo. Абсолютное совершенство чистого разума, воплотившегося в небывалом по простоте и доступности звучании.
И немного брюзжания. Хорошо покупать билет через Интернет в режиме он-лайн. Это современно и прогрессивно. Плохо стоять полчаса в очереди, чтобы распечатать его в единственной кассе.
Ещё раз поздравляю всех меломанов Томска с открытием сезона.
Концерт Томского академического симфонического оркестра от 3 апреля.
В первом отделении Третья симфония Чайковского. Произведение очень интересное, но малоисполняемое. Нераскрученное. Нет программы, а это уже большой минус для продвижения в массы. Нет житейского антуража, скандальной интриги. О чём рассказать во вступительном слове? Единственная пятичастная, единственная мажорная. Ну и стандартное про «светлые и радостные картины». Между тем, ключевые музыкальные образы симфонии как раз не совсем «мажорные». Симфония пронизана тревожностью, каким-то беспокойством, отсутствием комфорта. В ней слышатся предголоски высокотрагедийных моментов будущих шедевров композитора. И скорее всего, воплощение личных переживаний автора стало причиной скрытия программы. Центром музыкального напряжения можно считать как тоскливо-депрессивное Andante в середине симфонии, так и следующее за ним мрачноватое скерцо, с робкими вопросительными фразами у валторны и пугающими своей безапелляционностью ответами тромбона.
Во втором отделении ПРОЗВУЧАЛ Первый скрипичный концерт Шостаковича. Очень сильное произведение. Нет смысла рассказывать об этом чуде композиторской мысли что-то новое, всё уже сказано здесь .
Нельзя только не отметить мастерство солиста – Павла Милюкова – удивительно точно объединившего в своём исполнении безумную энергетику формы с интимностью содержания. Оркестр же, к большому сожалению, проиграл. Особенно во второй части.