Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
 Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Культурный слой


Правила.
Замечания по работе Форума просим направлять в Обратную связь.
 


Форум  / Общий слой / События / Бах – Пярт. Диалог эпох.
Регистрация
Бах – Пярт. Диалог эпох. 
Cardinall16.12.2012 01:39Сообщение #1
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
На редкость удачный концерт. Программа составлена идеально, вошедшие в неё произведения, во-первых, лаконичны, а во-вторых, контрастируют, как между собой, так и внутри себя. По этим признакам весь концерт можно назвать СЮИТОЙ, и именно так я буду его рассматривать.

Основой всему, конечно, стала музыка Баха. Открывшая концерт Чакона ре минор из Второй скрипичной партиты в транскрипции для камерного оркестра, стала отправной точкой музыкальной проповеди на «вечные» темы «борьбы добра и зла», «веры и безверия», «жизни и смерти», «тщетности происходящего и вневременной справедливости». Изысканные вариации чаконы символизирует человеческую жизнь, каким бы разнообразием и пестротой она бы нам не казалась, в её основе лежит простая «остинатная» последовательность рождения – развития – увядания и смерти. Так было, так есть и так будет … «и нет ничего нового под солнцем». Осознание этой мысли придаёт жизни драматизм и в какой-то степени трагедийность даже в моменты радости и счастья. Ибо «всё — суета и томление духа», вне зависимости от эпохи и географического расположения. Суету века двадцатого мы слышим в «режущих» перекличках струнных первой части (Токката) Коллажа на тему BACH Арво Пярта. Следующая за ней Сарабанда является первой кульминацией СЮИТЫ. Лирическая барочная мелодия гобоя дважды противопоставляется атональному звучанию современного авангарда, и лишь финал Сарабанды примиряет их архаичной мудростью: «Всему своё время». Но человека не так просто успокоить или убедить в чём-то, до всего он стремится дойти сам. Например, в области техники никто заново не берётся изобретать велосипед, а широко использует наработки предшественников. На этом и базируется весь технический прогресс, так стремительно развивающийся на наших глазах. В области же межличностных отношений каждое новое поколение начинает с чистого листа, игнорируя практически все советы поколения старшего. Ричеркар (от итальянского ricercare - искать, разыскивать) одновременно завершает Коллаж Пярта и открывает новую страницу СЮИТЫ – решительные поиски истины, «крестовый» поход за правдой.

Далее прозвучал баховский Концерт № 5 для клавира с оркестром фа минор. Изумительный по мелодической красоте бриллиант средней части заключён в изыскано-драматическую оправу вступления и финала. Примечательно, что завораживающая медленная часть концерта используется Бахом и в другом сочинении: кантате «Ich steh mit einem Fuß im Grabe» («Стою одной ногой в могиле я»). Таким образом, партия фортепиано это не просто абстрактная и светлая мелодия на фоне нежнейших пиццикато у струнных. Это обращение к Богу перед смертью:

«Когда душа от тела разлучаться будет,
прими её, мой Боже, в Свои руки.
Се, благо высшее – блаженная кончина».

Таким образом, мучительные искания смысла жизни приводят человека к Вере.

«Верую». Так называется сочинение Арво Пярта для смешанного хора, фортепиано и оркестра, которое завершало концертную программу. Оно же является второй кульминацией СЮИТЫ, демонстрируя широчайшие диапазоны контрастности. Вера в загробное существование, как реакция человеческого разума на агрессию внешнего мира, помогает выжить. Осознание собственного «Я» имело одно неприятное последствие: познание неизбежности смерти. Жить с таким грузом очень трудно, поэтому мозг дополнил реальность невидимым миром, в котором он надеется избежать встречи с Небытием. Звуковой весточкой придуманного мира выступает тема Прелюдии до мажор из первого тома Хорошо темперированного клавира Баха. Прелюдия имеет подзаголовок – «Благовещение». Музыка прелюдии появляется во вступлении, символизируя детскую непосвящённость в смысл-бессмысленность жизни. Постепенное взросление, характеризующееся увеличением музыкального хаоса и попытками найти выход (короткие фортепианные проигрыши) выливается в самый настоящий сумбур вселенского масштаба. Это импровизация в полном смысле этого термина. Оркестрантам и хористам разрешено играть и петь любые ноты, любой длительности. Таков замысел композитора. Спасением от полного разрушения психики становится тема уже знакомой нам Прелюдии. «Смысл» существование найден. Виртуальный мир обретает свой «голос» и воспринимается не как собственное изобретение, а нечто более могущественное и внешнее, с которым очень удобно согласиться. Поэтому произведение имеет два финала. Один мощно утверждается оркестром и хором, второй – после паузы – состоит из нескольких нот «смирения», сыгранных на фортепиано, на фоне уходящего в высоту аккомпанемента.

Но … «не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием». На этом и остановлюсь.

В заключении хочется выразить благодарность за прекрасно проведенное время музыкантам камерного оркестра ТГУ (дирижёр Виталий Максимов), хористам Хоровой капеллы ТГУ (руководитель Виталий Сотников), доцентам ИИК ТГУ Павлу Шинкевичу (партия фортепиано) и Веронике Кривопаловой!
  
 


Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????