- А не замахнуться ли нам, на Вильяма нашего Шекспира? - А что? И замахнёмся!
Эта осень в Томске была урожайной на оперу. С 15 по 20 ноября впервые в нашем городе прошёл фестиваль короткометражной оперы, а также состоялись две постановки шедевра Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Первая (30 октября в МКЦ ТПУ) прошла для любителей оперного пения практически не заметно, вторая собрала 23 ноября аншлаг в БКЗ.
Первая – концертная версия – исполнена силами солистов музыкальных театров Томска, Северска и Кемерово, при участии старшего хора «Мелодии». Томским муниципальным русским оркестром дирижировала Ольга Алёшина. Вторая – полная версия с двумя антрактами представлена солистами «Центра оперного пения Галины Вишневской» (Москва) и Томским симфоническим под управлением Вячеслава Прасолова.
Не могу с уверенностью сказать, что эти два спектакля можно сравнить. Ну как получится …
Итак, концертная версия. К оркестровому переложению, когда вместо привычных скрипок и альтов звучат домры, а роль духовых берут на себя баяны, быстро привыкаешь. Потом становится интересно, как будет трактован в «народном» стиле тот или иной момент оперы. Понравилась слаженная игра музыкантов. И в этом несомненная заслуга дирижёра – Ольги Алёшиной. Считается, что профессия дирижёра чисто мужская. Женских имён, преуспевших в руководстве оркестра, можно по пальцам сосчитать, а у нас в Томске есть женщина-дирижёр! И об этом надо говорить.
Вернёмся к спектаклю. Концертная версия предполагает купюры. Из хоровых эпизодов оперы прозвучал только хор девушек «Девицы, красавицы …» (Третья картина Первого акта). Исключена роль помещицы Лариной и все второстепенные действующие лица. Среди солистов особенно понравилось исполнение Ольгой Комаровой партии Филипьевны: задушевный тембр, ласковые интонации, всё плавно и размеренно. Кажется, нет места для эмоций, но ведь цепляет. Настоящая няня! У Павла Никитина (Ленский) было несколько напряжённых моментов, и, честно говоря, за преддуэльную арию было немного страшновато, но к счастью всё было спето как надо. Оксана Волкова (Татьяна), Олег Брылёв (Онегин), Евгений Белов (Гремин) и Светлана Артемьева (Ольга) не только хорошо спели, но и привнесли в концерт некую театральность своими мимикой и жестами.
Известно, что первые постановки «Евгения Онегина» были осуществлены силами учеников и преподавателей Московской консерватории. Руководствуясь ложной скромностью и неуверенностью, Чайковский не хотел отдавать своё, как он считал, «камерное» сочинение на большую сцену, в профессиональные театры. По-настоящему звёздный состав появился лишь на сотом представлении оперы. С той поры лучшие голоса мира исполнили партии героев «Евгения Онегина». А в Томске была представлена «лабораторная работа» Центра оперного пения Галины Вишневской. Тем не менее, на этот «учебный спектакль» москвичей публика отреагировала гораздо активнее, чем на концертную версию сибиряков. Последний раз я наблюдал полный зал филармонии 11 лет назад на открытии сезона, давали Девятую симфонию Бетховена. Ещё один сюрприз – впервые услышал оркестр не со сцены, а из оркестровой ямы. Оказывается в БКЗ есть яма! Теперь стало понятно выражение «звучит как из ямы».
Артисты максимально приближены к героям оперы по возрасту, т.е. очень молоды. Голоса есть, но полностью владеть ими ещё не научились. «Евгений Онегин» лишь для хора не представляет особых трудностей. В партиях же главных героев много сложных мест. Спеты они были в принципе без особых огрехов, но было видно, как солист или солистка готовится к этим местам, подобно фигуристам перед выполнением какого-нибудь тройного риттберга. Соответственно между «трудностями» солисты «отдыхали», не держали дыхание, а порой пели что-то своё.
Отличное впечатление произвели Екатерина Миронычева (Татьяна) и Савва Тихонов в куплетах Трике. Последний очень хорошо бы подошёл на роль Ленского, и внешним видом, и голосом. Станислав Мостовой пел замечательно, но схожесть его тембра с лемешевским помешала слушать его объективно, всё время тянуло сравнивать. Сергей Атюшев (Онегин) и Руслан Розыев (Гремин) не произвели должного впечатления. Отдельно отмечу Марию Гулик (Филипьевна). Тембр интересный, но не для этой партии, слишком холодный. Итоговая оценка за «лабораторную»: 4 с минусом.
И в заключении несколько выводов. Спрос на оперу в Томске, несомненно, существует. Однако, томичам нужны знаменитые голоса, или … ученики знаменитых голосов. И это можно понять. Предложения от местных исполнителей или малоизвестных гастролёров пока не находят полноценного отклика. Нет достойной информационной поддержки, нет заполняемости залов. Будем надеяться, что в будущем эта ситуация изменится.