Людям свойственно объединяться и «объединять». Хотя с композиторами это получается плохо, ибо настоящий композитор по сути своей одиночка. Любители современных направлений музыки, безусловно, знакомы с такими творческими объединениями, как Black Star и Gasgolder, активно поддерживающих начинающих исполнителей.
В 80-х годах прошлого века неформальные композиторы собирались под знамёнами Ленинградского и Свердловского рок-клубов. Деятельность столичных рокеров пыталась направить в созидающее русло Московская рок-лаборатория.
В академической музыке двадцатого века композиторов «группировали» в тройки. Наиболее известны: Московская тройка (София Губайдуллина, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке) и Дармштадтская тройка (Пьер Булез, Луиджи Ноно, Карлхайнц Штокхаузен).
В январе 1920 года парижская ежедневная газета Comoedia (Комедия) напечатала рассказ о шести молодых людях ищущих новые пути в музыке. От этой статьи начинает свою недолгую историю «Шестёрка»: Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. И это было чистой случайностью. Если бы литератор Жан Кокто привёл ещё одного музыканта, то история знала бы «Семёрку». Участники «Шестёрки» заявляли о своём намерении бороться с такими «слонами», как вагнерианство и атональность, а название статьи «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати» отсылает нас к самой известной «артели» композиторов - «Могучей кучке» (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков)
Название крайне неудачное. Ну не может, что-то хорошее называться «кучкой». И виноват в этом, конечно, идеолог содружества Владимир Васильевич Стасов. Участники союза были разной степени музыкальной одарённости, поэтому долго существовать вместе они не смогли. Именно участие в «кучке» не дало развиться наиболее одарённому её члену – Модесту Петровичу Мусоргскому. А о патологическом стремлении Николая Андреевича Римского-Корсакова дописывать за всеми подряд неоконченные произведения и переделывать законченные метко заметил Лоуренс Гильман: «Римский мог бы ввести арфу с челестой и в до-минорную симфонию Брамса».
Традиции «Могучей кучки» в какой-то степени нашли продолжение в деятельности «беляевского кружка», где почти 20 лет главенствовал Римский-Корсаков, впоследствии разделив своё лидерство в составе «триумвирата» с Лядовым и Глазуновым.
А ещё двадцатый век подарил музыкальному миру Новую венскую школу. Три композитора своей творческой деятельностью во многом определили развитие всей современной музыки. Это Арнольд Шёнберг, Антон Веберн и Альбан Берг. Центральным принципом реформации нововенцев стала тотальная ликвидация тональной основы и её замена специальными атональными техниками. Как говорил Антон Веберн: «Мы сломали тональности шею».
Самого Веберна застрелил тремя выстрелами в упор американский солдат Реймонд Белл. Это случилось 15 сентября 1945 года около десяти часов вечера в австрийском Миттерзиле. Композитор вышел покурить на крыльцо дома своего зятя. Вспышка спички стала для него роковой.
Упомянутая выше «Московская тройка», почти в полном составе попала в другой список: «Хренниковскую семёрку». Так назвали группу композиторов, раскритикованных на VI съезде Союза композиторов СССР в ноябре 1979 года в докладе композитора (и по совместительству первого секретаря Правления) Тихона Николаевича Хренникова. Поводом послужило несанкционированное включение музыки «семёрки» в фестивальные концерты Кёльна и Венеции. Имена советских авангардистов были также упомянуты в публикации «Музыка принадлежит народу» газеты «Советская культура»: Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина и Эдисон Денисов.
Казалось бы, обычный список, но есть одна немаловажная особенность, даже аномалия. В нём две женщины. Композиторское ремесло, несмотря на всеобщую эмансипацию, было и остаётся сугубо мужским занятием. Женщин-композиторов около одного процента и их имена остаются, как правило, неизвестными, а основные произведения широко не исполняются. Кроме Фирсовой и Губайдулиной сразу вспоминаются только имена Александры Пахмутовой и Галины Уствольской. И всё. Других приходится уже искать в интернете.