В 1830 году на территории Царства Польского и сопредельных с ним губерниях Российской империи вспыхнуло восстание. В ноябре Варшава перешла в руки повстанцев, а уже в январе следующего года к власти пришло Национальное правительство. Началась подготовка к войне с Россией. Боевые действия, последовавшие в феврале 1831 года, привели к полному разгрому польской армии и капитуляции восставших.
Вскоре после подавления восстания начались репрессии. Жертвой которых стал и мелкопоместный шляхтич Пётр Михайлович Шостакович, прадед гениального Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Поплатившись за 1830 год, Пётр очутился в Пермской губернии, где и познакомился со своей будущей супругой. Но это к слову. А речь у нас пойдёт о Фридерике Шопене.
Летом 1839 года композитор пишет свою Вторую сонату в си-бемоль миноре. Поначалу соната считалась неудачной по форме, однако при исполнении предстало как поразительно цельное произведение. Третья часть сонаты - траурный марш навсегда вошёл в мировую историю как символ смерти и стал обязательным номером в репертуаре кладбищенских оркестров.
Шопен очень переживал все события, происходящие на его Родине, в Польше. От этого и глубокая трагичность замысла сонаты. Открывается соната небольшим вступлением. Суровые, властные возгласы звучат, словно грозный неумолимый вопрос. Вся первая часть проникнута глубоким душевным волнением. Главная тема аллегро построена на прерывистых интонациях взволнованной речи. Скорбные вздохи, "говорящие" паузы ещё более подчеркивают её тревожный, мятущийся характер. Дальше состояние мучительной тревоги и беспокойства сменяется сосредоточенным раздумьем. Звучит неотразимо прекрасная, широкая, напевная мелодия - побочная тема.
Этот обаятельный лирический образ недолго сохраняет свой светлый, умиротворенный характер. В музыке всё больше и больше ощущается динамическое нарастание. Оно подготовляет появление нового образа, смелого и мужественного. Заключение первого раздела проникнуто чувством уверенности, сознанием своей гордой силы.
Средний раздел аллегро (так называемая разработка) - самый драматичный и напряженный. Основой музыкального развития служат интонации главной темы. В какой-то момент музыка обретает уверенность, решительный, мужественный тон. Её пронизывают ликующие, мажорные призывы. Но далее снова возвращаются настроения мрачного отчаяния и гневного протеста.
Весь серединный раздел - единый, постепенно нарастающий драматический порыв. Образы трагической борьбы, родившиеся из интонаций главной темы, достигают здесь своей кульминации.
К главной теме композитор больше не возвращается. Заключительный раздел (реприза) сразу же начинается с побочной лирической темы, звучащей здесь еще более светло и напевно. В коротком заключении призывные, настойчивые аккорды словно напоминают о том, что борьба еще не закончена.
В большинстве сонат и симфоний вторая часть - медленная, напевная. Но иногда композиторы перемещают медленную часть на третье место. Именно так поступил в своей сонате Шопен. Вторая часть его сонаты - скерцо, его музыка проникнута неуёмной энергией и мужественной силой. На короткий момент музыка светлеет. Задумчиво-грустная лирическая мелодия воссоздает образ прекрасной мечты о счастье. Но снова возвращается суровая тема борьбы.
Третья часть сонаты - скорбный траурный марш - будто символ завершения неравной борьбы. Современники Шопена чутко ощущали глубоко социальный характер этого произведения. "Поистине нельзя было найти других звуков, чтобы выразить как оплакиваются великие потери, - писал об этом марше Ференц Лист. - Возникает чувство, что не смерть одного героя оплакивается здесь, а пало всё поколение".
Но не одним лишь чувством скорби проникнут музыка марша. В горестное минорное звучание внезапно врываются торжественные могучие голоса, напоминающие о славных деяниях народа, зовущие к непреклонной и стойкой борьбе. А прекрасная певучая мелодия, звучащая в середине, своим просветленным лиризмом еще более оттеняет скорбную величавость основной траурной темы. Она возникает как будто из другого мира, мажорная, светлая, бесконечно разворачивающая. Ещё одна цитата. Глубокий знаток музыки и живописи Владимир Владимирович Стасов: " ... марш этой сонаты совершенно единственный в своём роде, явно изображает шествие целого народа, убитого горем, при трагическом перезвоне колоколов". А искусствовед и публицист Анатолий Васильевич Луначарский дал траурному маршу очень яркий эпитет: "Монблан музыкальных Альп". Необычен финал сонаты - стремительно быстрый, сумрачный. По мысли Антона Рубинштейна, это " ... изображение ветра, бесконечными струями проносящегося одинаково над могилами героев и безвестно павших в бою воинов".
Соната с траурным маршем - гениальное творение Фридерика Шопена. Величественный замысел, в котором скорбные переживания героев неразрывными узами связаны с судьбою целого народа, развернут им с подлинно симфонической широтой. "Вот почему звуки шопеновского марша способны захватить в едином чувстве мужественной гражданской скорби столько людей, сколько бы ни их не оказалось в ту минуту, когда звуки эти величаво возникают в неподвижности гробовой тишины" (Дмитрий Борисович Кабалевский).
На нашем сайте Вторая соната си-бемоль минор представлена в исполнении Сергея Рахманинова, Виктора Мержанова, Эмиля Гилельса, Станислава Нейгауза.
Обсудить на Форуме
|