Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Секвенция Dies Irae


Католическая секвенция Dies Irae (День Гнева) прочно вошла в историю человечества, в том числе и музыкальную. Возраст этого мотива до сих пор не определён. Считается, что текст к секвенции появился в 13 веке. Авторство приписывают францисканскому монаху Томазо ди Челано. Dies Irae открывает Секвенции, вторую часть Реквиема (полный текст), заупокойной службы католической церкви. 


Dies Irae, dies illa
Solvet saeclum in favilla
Teste David cum Sibylla.
Quantus tremor est futurus
Quando judex ex venturus,
Cuncta stricte discussurus!


В подстрочном переводе это звучит так:


День Гнева, тот день
Расточит вселенную во прах,
Свидетели тому - Давид и Сивилла.
Все будет охвачено трепетом,
Когда явится Судия,
Дабы всех строго судить!


Многие композиторы обращались к жанру Реквиема: Моцарт, Керубини, Козловский, Берлиоз, Верди, Дворжак, Брамс и другие. Однако они использовали только текст мессы, музыка же была полностью авторская. Другие композиторы использовали мотив Dies Irae непосредственно, как некий символ. При чём интерпретации этого символа могли быть различными: смерть, Страшный суд, фатум, нечистая сила и так далее.

Гектор Берлиоз в "Фантастической симфонии" напрямую цитирует мотив Dies Irae в заключительной части, получившей название "Шабаш ведьм". Тема грозно проводится медными духовыми на фоне боя часов, извещающим о наступившей полночи. По сути, это предупреждение о приближающемся судном дне. послушать  Однако в дальнейшем Dies Irae вплетается в разнузданную пляску ведьм, становится её частью, превращая неотвратимость возмездия в фарс. Тем самым композитор выражает своё отношение к христианскому мироустройству.

На вариациях темы Dies Irae построено сочинение для фортепиано с оркестром "Пляска смерти" Ференца Листа. Своеобразным толчком к созданию этого произведения стала фреска "Триумф смерти" Андрея Орканьи.


В шести вариациях Лист воссоздаёт и объединяет в единое целое различные эпизоды фрески, вводя в пьесу приёмы живописно-изобразительного характера. Уменьшенные аккорды низкого регистра фортепиано изображают колокольный звон, фортепианное glissando двух уменьшенных септаккордов на одной педали - разящий взмах и свист косы, вихреобразные кружащиеся пассажи - танец смерти, идущей по пятам своей жертвы, трубные возгласы - наступление последнего для умирающих судного дня. послушать

В свою очередь Камиль Сен-Санс использует Dies Irae в Третьей симфонии, посвящённой памяти Листа и в симфонической поэме с солирующей скрипкой "Пляска смерти". Партитура "Плясок смерти" также изобилует изобразительной звукописью. Чего только стоит воссоздание стука костей с помощью ксилофона!

Знакомую уже нам секвенцию мы встречаем у Петра Ильича Чайковского в "адской оргии" четвёртой части симфонии "Манфред". Параллель с Фантастической симфонией Берлиоза более чем уместна: первоначально саму идею и сюжет "Манфреда" Милий Балакирев предназначал именно для Берлиоза.

Александр Константинович Глазунов в сюите "Из средних веков", Арам Ильич Хачатурян во Второй симфонии, Артюр Онеггер в оратории "Пляска мертвецов" также обращаются к Dies Irae.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович в одной из частей сюиты "Гамлет" цитирует Dies Irae. Название части очень характерно: Реквием. послушать

Элементами Dies Irae, символизирующей смерть, пропитана музыкальная ткань Четырнадцатой симфонии ("Лики смерти"). Симфония написана Шостаковичем под влиянием "Песен и плясок смерти" Модеста Петровича Мусоргского, оркестровкой которых Шостакович занимался. "Это великое произведение, - рассказывал композитор. - Я всегда перед ним преклонялся и преклоняюсь. И мне пришла мысль, что, пожалуй, некоторым недостатком его является ... краткость: во всем цикле всего четыре номера. "А не набраться ли смелости и не попробовать ли продолжить его?" - подумалось мне. Так родился замысел сочинения, посвященного одной из вечных тем в искусстве, философии, в нравственных исканиях человечества. Эта тема - человек и смерть".

В последнем сочинении Шостаковича, Альтовой сонате, Dies Irae возникает в качестве цитаты из Четырнадцатой симфонии, во второй части, полностью построенной на самоцитировании.

Ключевое место секвенция Dies Irae заняла в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова. Её присутствие уже обнаруживается в раннем сочинении до-диез минорной Прелюдии. Сама Прелюдия, построенная на имитации колокольного звона, звучит весьма угнетающе. послушать   

В фантазии "Утёс" тема Dies Irae в начале слышится эпизодически, но потом заполняет собой всё произведение.

В вершине раннего периода творчества Рахманинова - Первой симфонии - Dies Irae становится главной темой, краеугольным камнем. Вся симфония пронизана ужасом перед грядущей катастрофой. Мотив возникает не только в начале каждой части симфонии, но и во всех кульминационных моментах, усиливая мрачность настроений. Язык симфонии был настолько необычен, что вызвал недоумение у публики. Цезарь Кюи писал: "Если бы в аду существовала консерватория, Рахманинов, безусловно, получил бы первую премию за свою симфонию, настолько дьявольскими диссонансами он угостил нас". Оглушительный провал на премьере в 1897 вызвал тяжелейшую депрессию у композитора, партитура была уничтожена, на исполнение наложен запрет. В течение жизни Рахманинова Первая симфония больше не звучала.

Симфоническая поэма "Остров мёртвых" по одноименной картине А. Бёклина, целиком построена на Dies Irae. Эта тема возникает сначала намеками, а затем проступает предельно рельефно и четко, рисуя грозную поступь Страшного суда. Кажется, что какой-то внеземной шквал нарастает с каждым глухим всплеском ударных и всё угрожает обрушиться колоссальной волной струнных, но остров мёртвых, к которому приближается ладья Харона, гигантским остовом возвышается над бегом величественных волн.


Современник композитора И.С. Яссер заметил сходство основной мелодии Третьего фортепианного концерта с древним церковным напевом "Гроб твой спасе воин стерегущий", хотя сам Рахманинов отрицал какое-либо влияние этого мотива. Видимо, сама специфика рахманиновского дарования определяла внутреннее сходство его мелодий с древними образцами. В "Колоколах" на стихи Эдгара По Рахманинов объединяет лейтмотив Dies Irae с древнерусским причетом.

Интонации Dies Irae слышатся и в Этюдах-картинах, соч. 39, "Три русские песни", - "своеобразный русский Dance macabre" (по словам К.Б. Птицы).

Фортепианные вариации на тему Корелли, точнее, на одну из тем финального раздела сонаты для скрипки соло с басом соч. 5, No. 12, песню "Фолья", тихую и печальную, близкую по складу сарабанде или чаконе, рассказывающую о несчастной любви безумной девушки, также построены на Dies Irae.

В грандиозной Третьей симфонии Рахманинова Dies Irae появляется в первой части, на грани разработки и репризы, после кульминационной зоны. "Гневный" мотив звучит гротескно из-за использования ксилофона и высоких деревянных. После этого он вновь всплывает в четвертой части, которая сама по себе имеет несколько "балаганный" характер, но Dies Irae снова вносит контраст, поскольку здесь он звучит мрачно и зловеще.

До самых поздних своих произведений Рахманинов был привержен этой гармонии, она была одним из любимейших его звучаний. В одном из последних взлетов своего гения, в Рапсодии на тему Паганини, композитор вновь использует средневековую гармонию. Вероятно, в данном случае она символизирует самого Князя Тьмы, если следовать расхожей легенде о том, что Паганини заключил с ним договор, получив от него свою феноменальную виртуозность. Варьирование темы Каприса No. 24 Паганини переплетается с варьированием Dies Irae. Рахманинов обнаружил близость музыкальной организации темы Паганини со средневековой секвенцией, явственно проявляющуюся во второй части темы Каприса, с общей нисходящей секвентной линией. В коде композитор подчеркивает кульминационность Dies Irae занижением темпа её звучания. В центральном эпизоде финала он вводит продолжительное опевание Dies Irae у медных инструментов, что напоминает нам о Чайковском (в романтической традиции медные духовые, звучащие вместе piano, символизируют отпевание). послушать

Интонации средневекового мотива возникают и в финале последнего сочинения композитора - "Симфонических танцев". Своеобразным завещанием, итогом, символом умиротворенного расставания с жизнью, звучит тема Dies Irae, исполняемая всем оркестром в русском церковном стиле.

В одной из самых трагических русских симфониях ХХ века - Шестой симфонии Николая Яковлевича Мясковского - Dies Irae закономерно приходит на смену безумному вихрю двух уличных песен времён Великой Французской революции. Вслед за этим Мясковский вводит архаический заупокойный раскольничий стих "О расставании души с телом", который звучит в исполнении хора низких голосов.

В наше время композиторы продолжают обращаться к теме Dies Irae. И не только в жанре академической музыки, но и в музыке для театра, кино и мультфильмов. Последний, наиболее яркий пример использования мотива можно было услышать в саундтреке Игоря Корнелюка к сериалу "Мастер и Маргарита".


Использованные материалы:
1. Улькар Алиева. Музыкальное отображение "Плясок (танцев) смерти";
2. Михаил Уваров, Олег Ясаков. Смерть и погребение в музыке.

Обсудить на Форуме

Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????