Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
 Гармония -Интернет-проект :: Бесплатно
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Очаги Культуры
 Гармония -Интернет-проект :: Памятники
 Гармония -Интернет-проект :: Таланты
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Фонотека
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Галерея
 Гармония -Интернет-проект :: Афиша
 Гармония -Интернет-проект :: Ноты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ по телефону
    8 (3822) 596-896


по телефону
    +7-913-829-68-96 (МТС)

   

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

О чём поведал маленький страз ...


Воспоминания Галины Юрчакевич о Первом Венском Бале в Москве 14 июня 2003 года


На дне моей театральной сумочки вдруг что-то блеснуло. На ладошке таинственный огонёк превратился в чудесный страз, весело сверкавший всеми своими гранями. От неожиданности, я зажмурила глаза - и вдруг...

Ах, какой это был чудный, сказочный бал! В вихре вальса всё парило, кружилось, вертелось. Роскошный зал Гостиного двора утопал в море цветов, нежное благоухание вишнёвых и белых роз уносило в мир грёз, видений, волшебства. В мягком свете лампад и свечей, казалось, ожила золотистая статуя короля вальсов со скрипкой и сам маэстро, Иоганн Штраус, как и прежде, льёт нам потоки своих магических вальсов, полек, галопов, котильонов. Вокруг, словно легкокрылые эльфы, в белоснежных нарядах с чудесными диадемами на головках порхали девушки-дебютантки, сопровождаемые своими верными элегантными кавалерами. 

 
Памятник Иоганну Штраусу в Вене


Один из первых балов состоялся ещё во времена Венского Конгресса 1814 года. Уже тогда, на заре своего становления, вальс электризовал материк и доводил участников Конгресса до упоительного самозабвения: увлеченно вальсируя, царь Александр I потерял сознание. Прежде всего музыка, и, конечно же, венский вальс стал тем капканом, объединяющий всех и всё. Но, подлинным "королём балов" этот танец стал уже позже благодаря "королю вальсов" Иоганну Штраусу! "Его музыка - оригинальна, популярна, универсальна, а вальсы разносятся вплоть до внешних границ цивилизации: и в Америке, и в Австралии, и, заодно, на Востоке, пробуждая эхо даже позади Великой Китайской стены", - писал публицист Виктор Тиссо.

Очень быстро вальс завоевал популярность и в России, где Иоганн Штраус бывал и не раз. Эта страна с её задумчивыми дубравами и залитыми солнцем полями, шепотом берез и соловьиными рощами стала для него второй родиной.

18 мая 1856 года в чудесном зале Павловского вокзала с рестораном, оранжереей и открытой эстрадой молодой "маэстро Жан" начал свои первые летние гастроли под русским небом. Избалованных завсегдатаев вокзала трудно было чем-либо удивить, но с первого же выступления венскому капельмейстру удалось покорить русскую публику как высоким уровнем сочинительского мастерства, так и замечательным, особо одухотворенным исполнением. На бис трижды исполнялся вальс "Танцы "Бала юристов" (ор. 177), неописуемый восторг вызвала полька "Сан-Суси" (венское кафе "Сан-Суси" - "Беззаботное") (ор. 178).

Концерты Штрауса проходили при полных аншлагах, их посещали даже члены царской семьи. Царь Александр II пригласил маэстро на предстоящие торжества коронации в Москву, которые состоялись 26 августа 1856 года в Успенском соборе Кремля. В честь этого события был написан "Коронационный марш" (ор. 183), посвященный царю, а чуть позже - вальс "Песни коронации" (ор. 184), - для царицы Марии Александровны.

Тщательно подобранная программа Штрауса включала в себя как развлекательные сочинения, так и произведения русских композиторов- классиков и их зарубежных коллег: Баха, Моцарта, Шумана, Вагнера, Берлиоза. Именно Штраус "открыл" русской публике Глинку, Чайковского.


Ренуар. Бал в Мулен де ла Галлет


Маэстро организовывал свои концерты и вечера-бенефисы с вымыслом, празднично. Слушателей всегда ждал сюрприз. Однажды, в благотворительных целях, оркестр под его руководством музицировал всю ночь напролёт, и петербуржцы уехали домой только первым утренним поездом. Сбор с бенефиса 25 июля 1865 года составил 1500 рублей серебром и эту значительную по тем временам сумму Штраус пожертвовал в пользу вдов и сирот погибших воинов

Великолепное исполнение, яркая внешность, безусловно, производили сильное впечатление. Молодой, темпераментный, с чёрными, как смоль волосами, подтянутый, обходительный маэстро стал кумиром павловских слушателей и, прежде всего, дам. Увлечение венцем стало модным. В Петербурге продавались его портреты, их можно было найти и на дамских брошках, кулонах и кольцах, а в дорогих цветочных магазинах составлялись букеты с названиями его популярных сочинений. Аналогичное случилось и в 1838 году со Штраусом-отцом в Лондоне, когда джентльмены курили трубки "а-ля-Штраус", а леди с удовольствием пили свой чай из чашечек, на которых красовалось изображение виновника всей этой шумной сенсации. 

Здесь, в Павловске, Иоганн Штраус испытал серьёзное любовное увлечение. Его юной избранницей стала Ольга Смирнитская, происходившая из довольно богатой дворянской семьи. Девушка владела французским и немецким языками, увлекалась поэзией, отличалась незаурядными музыкальными данными: прекрасно играла на фортепиано, пела и даже сама сочиняла музыку. Ноты её первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и Фета были опубликованы в петербуржском издательстве и получили положительный отзыв.

Стройная, темноглазая девушка с пышными локонами, непосредственная, то шаловливо-веселая, то серьёзная, отличная собеседница, наделенная обезоруживающей простотой, сумела привлечь внимание известного артиста.

В 1993 году директор Венского музыкального собрания доктор музыковедения штраусовед Томас Айгнер случайно обнаружил в венском архиве считающиеся уничтоженными любовные письма Иоганна и Ольги, из которых можно узнать, как развивался их роман.


Ренуар. Танец в Буживале

Между молодыми людьми вспыхнуло искреннее чувство. Вероятно, их первая встреча произошла в 1858 году. Тут были и долгие прогулки по живописным аллеям огромного дворцового парка, и нежные тайные записки - "бонбоньерки", как Штраус назвал и одну из полек (ор. 213), посвященных "своему идеалу, лишь для одной которой и был рожден". Маэстро подарил любимой как воспоминание о добром божке Павловского леса и прекрасную польку-мазурку "Проказница" ("L'espiègle"), значащуюся в венском издании - "Кобольд" (ор. 226).

Однако родители девушки были против неравного, по их пониманию, брака и не верили в серьёзность намерений сердцееда-маэстро. Штраус был шокирован отказом и едва не покончил жизнь самоубийством. Но и со стороны строгой матери Иоганна также возникли возражения: она не желала иметь невестку из России. Несмотря на все запреты, их переписка продолжалась, замышлялся даже побег с романтической свадьбой где-то в глуши...

Весной 1860 года Штраус получил известие о неофициальной помолвке Ольги. Разрыв с Ольгой оставил в его душе гнетущее чувство пустоты. В его манере игры исчезает чрезмерная экспансивность, он становится строже, академичнее.

В России из-под пера Штрауса вышло множество великолепных пьес: польки "Трич-трач" (ор. 214) и "Шампанское" (ор. 211), очаровательный вальс "Прощание с Петербургом" (ор. 210), большой концертный вальс "Полёт мысли" (ор. 215), "Стрельнинские террасы" (ор. 185).

Зимой 1861/1862 на одном из балов в Вене Штраус познакомился с жизнерадостной Генриеттой Халупецкой, бывшей блестящей певицей. Неожиданно для всех, 27 августа 1862 года в соборе Святого Штефана состоялось венчание Иоганна и его избранницы. После русской Ольги австрийская "Етти" стала второй большой любовью в жизни маэстро.

Судьба уготовила Иоганну Штраусу ещё много всяких приключений, но воспоминания о России он с нежностью хранил в своей душе до конца жизни.


Ренуар. Танец в городе


Звёзды гасли. Ночь волшебного бала незаметно таяла. Блеск тихонько догорающих свечей отражался в россыпях стразов на белоснежных скатертях с бокалами прекрасных австрийских вин, венскими сладостями и изящными чашечками с ароматным кофе по-венски. Утро своими нежными сиренево-лиловыми тонами подглядывало сквозь окна крыши Гостиного двора, где в полупустом зале, словно ночные мотыльки, всё ещё самозабвенно продолжали кружиться последние пары, стремясь удержать этот дивный сон наяву, а солнечные мелодии Штрауса нашептывали о прекрасном: о весне, надежде, любви...

Вот о чём поведал маленький страз - чудо, родом из пещеры горного короля, где "крошка" подружился со сталактитами, освещал дорогу гномам, играл в прятки с брызгами водопада, искрящейся пеной Дунайских волн, а лунной ночью вел таинственные беседы с мерцающими звёздочками. Это уже позже, спустя многие-многие века, он, вместе с братьями, попал на бал, удивляя гостей своим благородным, аристократическим сиянием. Затем всю ночь напролет с шампанским, музыкой, танцами и смехом разгорались балы и в залах "России", Манежа, и также других городах и даже странах, но тот Первый Венский Бал 14 июня 2003 года останется в памяти навсегда!

Обсудить на Форуме

Назад
???????? ?????: ???-?????? R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????

ИСКАТЬ НА OZON.RU