Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
 Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Культурный слой


Правила.
Замечания по работе Форума просим направлять в Обратную связь.
 


Форум  / Тематический слой / Музыка / Смерть в опере
Регистрация
Смерть в опере 
Cardinall06.12.2019 22:14Сообщение #1
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
Что может сравниться по силе эмоционального воздействия с историей краткой жизни и мучительной смерти пятилетнего Непомука Шнейдевейна из 45-ой главы романа Томаса Манна «Доктор Фаустус»? Привыкнуть невозможно, даже после многократного прочтения.

Эволюционное приобретение человека – зеркальные нейроны – наделило его способностью к сопереживанию. Благодаря этому дару природы, человеку не нужно самому испытывать боль, обиду, страх, бессилие, чтобы понять чувства другого. Не обязательно наблюдать вживую, мозг в равной степени восприимчив и к событиям, описываемым в литературе или посредством музыкального искусства.

Сцены гибели героев является мощнейшей психологической основой оперного искусства. Разыгрываемая трагедия позволяет зрителю познать летальные ощущения и при этом остаться в живых. Примеры? Они есть у нас.

У Чайковского в «Евгении Онегине» молодой поэт Владимир Ленский погибает на дуэли в финале пятой картины. Это слишком рано. Слушатель не успевает проникнуться любовью к персонажу, к тому же второстепенному. Большее впечатление производит не его смерть, а два тонких момента ей предшествующие. Это великолепный тональный переход в «полном любовной чепухи» ариозо «Куда, куда, куда вы удалились …», именно тогда становится откровенно жалко глупого юношу, загубившего свою жизнь из-за пустяка. И заключительная часть дуэта с Онегиным, в точке схождения голосов:

… Не засмеяться ль нам, пока
Не обагрилася рука,
Не разойтись ли полюбовно?
Нет! Нет! Нет! Нет!

В этот момент над сценой (и в головах слушателей) незримыми буквами пылает слово «Тщетность».

В «Пиковой даме» накал страстей значительно выше. Из трёх смертей оперы особенно убедительно получилось самоубийство Лизы, когда Герман в порыве безумия отвергает девушку и убегает в игорный дом. Крик Лизы полон обречённости: «Погиб он, погиб, а вместе с ним и я!» Оркестр отвечает невероятно торжествующим гулом: на фоне могучего арпеджированного tremolo всех струнных валторны и тромбоны величественно интонируют маршеобразный мотив страшной судьбы Лизы. Она бросается в воду Зимней канавки.

В финале оперы атмосфера предсмертных галлюцинаций покончившего с собой Германа эффектно поддержана заупокойным хором. Как отмечает Борис Асафьев здесь «мы остаёмся над чёрной зияющей дырой, над провалом в бездну отчаяния». Над трупом Германа реет образ любящей Лизы.

«Иоланта», последняя опера композитора. Стоп! В «Иоланте» все остались живы. Композитор, начиная работу над оперой, писал: «найден сюжет, где я докажу всему миру, что любовники должны оставаться живы в оперных финалах …» Но альтернативный финал был бы значительно пронзительнее. Мне кажется, что сцена с прозревшей Иолантой, оплакивающей казнённого Водемона производила бы не меньшее впечатление, чем их бессмертный диалог в кульминации оперы. С реплики Водемона «Вы мне предстали как виденье» начинаются пятнадцать минут душераздирающих признаний и ошеломляющих откровений. Пётр Ильич сдержал обещание написать такую оперу, «что все будут плакать». Даже без трагического финала.
  
Cardinall07.12.2019 10:28Сообщение #2
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
Несколькими десятилетиями ранее такой финал прозвучал у Джузеппе Верди в опере «Риголетто». Киллер Спарафучилле передаёт шуту мешок якобы с телом убитого герцога Мантуанского. Но в мешке дочь Риголетто Джильда, пожертвовавшая собой ради любимого. Горе отца безгранично: жертвой его мести стала собственная дочь. Последний дуэт Риголетто и Джильды переполнен безысходностью. На самом деле Джильда давно мертва. Открыв мешок, Риголетто повреждается рассудком, и голос дочери звучит в его голове автоматически. Она не отвечает на его призывы, не обращает внимание на вопросы, а лишь отстранёно повторяет фразы о небесах, творце и молитве. В момент осознания реальности, её голос обрывается на полуслове. Риголетто, наконец, понимая, что Джильда мертва, падает на её тело. Оркестр многократным утверждением тоники мрачно подытоживает произошедшее.

Красавица Виолетта Валери в финале вердиевской «Травиаты» перед самой смертью вдруг чувствует нездешнюю лёгкость. В оркестре беззащитным скрипичным рисунком звучит полная печали мелодия любви к Альфреду. Виолетта думает, что это конец страданиям, что болезнь отступила и ей возвращена жизнь. Но туберкулёз берёт своё и на словах «О, радость!» она умирает. К всеобщей скорби окружающих людей, так и не ставшими ей родными.

Пока собирал материал, задался вопросом: «Чья смерть самая известная в истории?»
  
Cardinall09.12.2019 22:35Сообщение #3
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
Небольшое отступление от оперной тематики. Итак, чья смерть самая известная в истории? О казни кого созданы тысячи произведений искусства: стихов, романов, картин, скульптур, кинофильмов и так далее? И ни одной оперы …

Смерть Иисуса Христа воплощена в классической музыке в разных жанрах, но только не в сценическом действии. Так, из ораторий наиболее известны сочинения Иоганна Себастьяна Баха («Страсти по Матфею»), Георга Фридриха Генделя («Мессия»), Ференца Листа («Христос») и Сезара Франка («Семь слов Христа на кресте»).

Близкий к оратории жанр Страстей (Passion), широко распространённый в средневековье, в наши дни переживает возрождение. К нему обращались Кшиштоф Пендерецкий, Арво Пярт и София Губайдуллина. Губайдуллина также является автором инструментального произведения «Семь слов» для виолончели, баяна и струнного оркестра. Тему семи фраз Христа, произнесённых во время распятия, воплотил Йозеф Гайдн в цикле струнных квартетов.

В 22-ом такте Прелюдии си-бемоль из «Хорошо темперированного клавира» (I том) И.С. Бах изображает смерть Христа девятизвучным аккордом с выразительной ферматой и паузой. Число 9 в христианской символике имеет смысл окончательного свершения, воплощения пророчества. В Евангелии сказано, что Иисус испустил дух «около девятого часа». Вслед за патетическим аккордом в последних тактах прелюдии в басу, как бой часов, девять раз звучит «си бемоль».

Названа небольшая часть музыкальных произведений о смерти Христа, но опер среди них нет. Почему-то ни один из композиторов не решился воплотить этот сюжет в оперном жанре. Только не в беспринципном XX веке. В 1970 году на сакральную тему замахнулись Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс, написавшие мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» (Jesus Christ Superstar). Участие в записи пластинки некоторых рок-музыкантов определило и другое название для альбома – рок-опера. На пластинке эта «музыкальная мешанина» звучала как малосвязанный набор песен, поэтому без «визуальных костылей» было не обойтись. В 1971 году мюзикл был поставлен на Бродвее, а в 1973-ем экранизирован. Видеоряд добавил ему драматизма, но не настолько, чтобы начать переживать за героев. После многочисленных танцевальных номеров финальная возня возле креста смотрится унылой бессмыслицей.
  
Cardinall11.12.2019 20:09Сообщение #4
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
Джакомо Пуччини считают вторым после Верди. Не соглашусь. Как мелодист Пуччини нисколько не уступает своему старшему товарищу, а по трагедийности замыслов превосходит его. Впрочем, обратимся к фактам.

«Тоска» - самая драматичная опера композитора. Финальный дуэт Флории Тоски и Марио Каварадосси переполнен всеми оттенками чувств влюблённых друг в друга людей. Тоска уже заколола шефа полиции Скарпиа, заполучив от него спасительные пропуска. Она уверяет Каварадосси, что запланированная казнь будет розыгрышем, что ружья будут заряжены холостыми патронами. Они счастливы, расслаблены и смеются в предвкушении будущей свободы.

Реальность же такова, что расстрел оказывается настоящим. На фразе Тоски «О, как красив мой Марио!» солдаты дают залп. Всё это время в оркестре повторяется пронзительная музыкальная фраза, вызывающая неподдельную жалость к героям. Рыдая над убитым Каварадосси, Тоска не слышит, что её преступление раскрыто, и солдаты возвращаются. Оркестр fortissimo интонирует прощальный мотив из арии Каварадосси. Тоска сбрасывается с крепостной стены. Занавес.

Следующим шедевром Пуччини стала трагедия «Мадам Баттерфляй» о сложнейшем внутреннем мире пятнадцатилетней японской девочки, вышедшей замуж за циничного американского офицера красавца Пинкретона. Применение композитором пентатоники внесло в музыкальную ткань оперы своеобразный азиатский колорит. Потрясающим драматургическим моментом становится предрассветное ожидание героини, когда на ostinato оркестра накладывается звучание далёкого хора, поющего с закрытым ртом.

И, конечно же, финал! Обманутая Чио-Чио-сан прощается со своим сыном и совершает ритуальное самоубийство.
  
Cardinall12.12.2019 19:56Сообщение #5
Гармония -Интернет-проект :: Cardinall
Зарегистрирован: 10.02.2009
Сообщений: 265
О себе: это моя песочница ...
Веризм Пуччини, Бизе или Леонкавалло – цветочки по сравнению с веризмом Альбана Берга в опере «Воццек». Это произведение, где главные герои вызывают сочувствие ещё живыми. Так сострадают инвалидам и умалишённым. Так жалеют всякого униженного и оскорблённого. Атмосфера безысходности низших слоёв общества из сочинений Достоевского и Кафки придаёт всему происходящему на сцене остросоциальный оттенок.

Герой оперы бедный солдат австрийской армии Франц Воццек. Всё его существование сводится к мучительному зарабатыванию хоть каких-то денег для своей гражданской жены Мари и их общему сыну. Ради этого он терпит издевательства Капитана, у которого работает денщиком и Доктора, участвуя в сомнительных медицинских экспериментах. Жизнь Воццека похожа на историю забитой лошади из страшного сна Родиона Раскольникова. Он как «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка надрывается иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам …» Постепенно у Воццека развивается паранойя. Последним ударом, сводящим его с ума становится измена Мари с Тамбурмажором.

Мари предстаёт клубком противоречий. С одной стороны сильнейшая религиозность и любовь, переходящая в обожание, к сыну. С другой – абсолютная неудовлетворённость, подпитываемая пониманием невозможности выбраться из нищенства. Колыбельная, которую поёт Мари, полна одновременно материнской нежности к сыну и животного вожделения к Тамбурмажору. Изменив мужу, она чётко осознаёт, что будет убита, и даже «подсказывает» Воццеку во время ссоры: «Лучше ножом меня пырни, чем кулаком грозить».

В сцене чтения Библии Мари сравнивает себя с Марией Магдалиной и в душе у неё зарождается смутная надежда на прощение. Но прощать некому. Воццек убивает Мари на прогулке возле пруда. Убивает внезапно и быстро, без драматических эффектов, почти без комментариев оркестра. Но когда Воццек убегает, в оркестре один инструмент за другим начинают играть ноту Си, как символ смерти. Позже Воццек возвращается на место преступления, заходит в воду, чтобы смыть с себя кровь и гибнет, не в силах противостоять судьбе. Над последним криком утопающего «Blut» (кровь) Берг поставил ремарку «захлёбывается». В завершающей сцену оркестровой интерлюдии-реквиеме композитор воплощает «ораторию без слов», «взывая к человечеству через его представителей, зрителей».

Финал оперы глубоко символичен. Сын Воццека и Мари беззаботно скачет верхом на деревянной палочке (лошадка!) вокруг водящих хоровод детей:

Колечко, колечко, веночек из роз …

Он ещё слишком мал, чтобы понять, что колесо бытия сделало очередной поворот. Судьба Воццека ожидает и его сына. На известие о смерти матери он отвечает жутковатым «Хоп, хоп! … Хоп, хоп! … Хоп, хоп!». Медленно угасают два дрожащих аккорда, мимолётным проблеском света надежды вспыхивает соль мажор.
  
 


Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????