Появление в начале XIX века паровозов и железных дорог практически сразу отразилось в музыке. Явление более чем яркое! Пионером в звукоизображении движущегося поезда стал Михаил Глинка в жанровой картинке "Попутная песня" на стихи Нестора Кукольника.
Своё восхищение перед мощью и динамизмом локомотива типа "Пасифик-231" выразил французский композитор Артюр Онеггер в одноимённом симфоническом движении. По словам автора: "... я преследовал в "Pacific" чисто абстрактную, в чём-то идеальную цель - создать впечатление математического ускорения ритма, в то время как темп по сути замедляется ... Музыкально я сочинил нечто вроде большого варьированного хорала, пронизанного контрапунктами в духе Баха". Действительно, при помощи изощренного оркестрового и контрапунктического мастерства, Онеггер удивительно точно передал картину несущейся на скорости 120 километров в час трёхсоттонной махины. посмотреть
У Сергея Прокофьева как минимум в двух произведениях можно услышать "железнодорожную" тематику. Сюиту "Зимний костёр" открывает "Отъезд", где лёгкая и весёлая мелодия звучит на фоне непрерывного движения восьмыми, а затем - шестнадцатыми. А до этого, в финале Пятой симфонии, в безумном ускорении коды, создаётся странное впечатление, что рельсы неожиданно закончились и весь состав на полном ходу, дав три прощальных гудка, летит куда-то ... или ввысь ... или под откос. посмотреть
Один из отцов-основателей минимализма Стивен Райх, создаёт в 1988 году уникальное произведение для струнного квартета - Different Trains (Разные поезда). В основу сочинения легли детские воспоминания композитора. Для воссоздания документальности композитор использовал голоса своей гувернантки и вокзального носильщика, проживавших в Европе и ставших узниками немецкого концлагеря.
В произведении три части, звучащие без перерыва: "Америка перед Войной", "Европа во время войны"; "После Войны". Каждая часть состоит из кратких разделов (всего их сорок четыре), соответствующих вербальным предложениям или фразам. Введение новой фразы сопровождается изменением темпа, тонально-гармонического профиля. Нотный текст произведения зафиксирован в трёх фактурных пластах, которые звучат параллельно.
Первый пласт – паттерн-мелодии в партиях отдельных струнных смычковых инструментов (альта, виолончели, реже второй скрипки), дублирующие или имитирующие краткие речевые фразы.
И, наконец, третий пласт представлен паттернами с нейтральным интонационным обликом в безостановочном движении восьмыми длительностями. Именно этот пласт фактуры имитирует движение, бег времени. Таким образом, возникает рельеф (паттерн-мелодия) и фон (паттерн-гармония), образующийся терпким звучанием вертикали, на которые изредка напластовываются сигналы паровозов и сирен.
Подробнее о "Different Trains" можно прочитать здесь
Цикл «Бразильские бахианы» принадлежит к числу наиболее популярных произведений самого известного латиноамериканского композитора Эйтора Вила-Лобоса. Оригинальность замысла всех девяти сюит этого цикла, вдохновленного чувством преклонения перед гением И.С. Баха, заключается в том, что в нём нет стилизации музыки немецкого композитора. Это типичная бразильская музыка, одно из ярких проявлений национального стиля. Наше внимание привлекает финальная Токката Бахианы № 2, более известная под названием «O trenzinho do caipira» («Маленький поезд из провинции») — очаровательная пьеса, описывающая впечатления путешественника в глубинных районах Бразилии. Вила-Лобос в этой музыкальной жемчужине не ограничился изображением движущегося поезда, но сумел создать чисто бразильское произведение с нежной мелодией. За пределами Бразилии эта пьеса, пожалуй, наиболее часто исполняемое оркестровое произведение композитора.
Свою лепту в музыку «железных дорог» внесла семья Штраусов. Началось всё с Иоганна Штрауса-отца, который 1837 году к открытию Северной железной дороги между венскими пригородами Флоридсдорф и Дойч Ваграм сочинил вальс «Железнодорожная радость». У его младшего сына Эдуарда есть полька «Путь открыт» на подобную тематику. Но чаще всего исполняется полька «Поезд удовольствий» Иоганна Штрауса-сына, достигшего в своей пьесе нового уровня выразительности, заставив треугольники имитировать звон вокзальных колокольчиков, а также отдав на откуп духовым как мощные паровозные гудки, так и ритмичный перестук колес. Произведение было впервые исполнено на балу Ассоциации промышленных обществ Австрийской империи в 19 января 1864 года.
«Где я? Что я делаю? Зачем?». Эти вопросы навсегда связали товарный состав и Анну Каренину, героиню одноимённого произведения Льва Николаевича Толстого. Как известно из текста романа, Анна Аркадьевна имела «довольно полное тело», что никак не могло устроить ни кинематограф, ни хореографию. Танцевать Каренину на сцене должны только стройные и грациозные балерины. В финале балета Родиона Щедрина мы наблюдаем главную героиню и … поезд, искусно изображённый композитором.