Профессиональная подготовка педагогов и музыкантов-исполнителей на русских народных инструментах началась после революции 1917 года. Новые задачи, вставшие перед отечественной культурой, потребовали широкомасштабной подготовки исполнителей и педагогов-инструкторов для клубов, домов культуры и организовывавшихся тогда многочисленных коллективов художественной самодеятельности.
В 20-е годы в ТМУ было открыто первое в Сибири отделение народных инструментов, во главе которого встал Александр Никитич Рожков.
А. Н. Рожков родился в сентябре 1893 года в селе Петухово, которое расположено в 40 километрах от Томска. Село было основано выходцами из Центральной России, которых прельстили бескрайние сибирские просторы, леса и пашни. Вместе со своим нехитрым скарбом и домашней утварью они привезли и музыкальные инструменты. Свои первые музыкальные впечатления Саша Рожков получил именно в своем селе на различных вечеринках и праздниках. У мальчика был прекрасный слух, что было особенно важно для деревенского музыканта, не знающего нот.
В начале XX века семья Рожковых переезжает в Томск, где Александр поступает в приходское городское училище. В этот период он посещает Бесплатную городскую библиотеку Петра Макушина, где были кружки по интересам, в том числе и музыкальные.
Необходимо сказать, что на рубеже XIX - XX веков в Томске начинают возникать оркестры балалаечников и мандолинистов или, как тогда их называли, Великорусские оркестры. Толчком к их появлению послужило несколько обстоятельств, среди которых, несомненно, громадный успех первого Великорусского оркестра народных инструментов, созданного В.В. Андреевым. Слухи о нем дошли и до Томска. Немаловажную роль сыграла и широкая продажа балалаек, домр, гитар, мандолин, организованная в Томских магазинах П. Макушина, А. Смирнова и др. А. Н. Рожков начал посещать занятия кружка в Бесплатной библиотеке, и через некоторое время ему самому удалось организовать небольшой оркестр народных инструментов.
В 1916 году Александр Рожков был призван на воинскую службу в Сибирский стрелковый полк. Военным руководством были отмечены музыкальные данные новобранца, и Рожкова назначают капельмейстером духового оркестра. Позже его переводят на аналогичную службу в духовой оркестр Первого кадрового кавалерийского полка. Служба в оркестрах впоследствии пригодилась А.Н. Рожкову в его работе с оркестрами русских народных инструментов.
Революция 1917 года открыла большой армии музыкантов-любителей возможность получить профессиональное образование. Путь покорения творческих вершин А.Н. Рожков начинает с осуществления своей давней мечты: поездки в Петроград, в оркестр русских народных инструментов, созданный В.В. Андреевым.
Рожков ходит на репетиции и концерты оркестра, руководимого после смерти В.В. Андреева Федором Августовичем Ниманом. Под наблюдением музыкантов оркестра совершенствует свою игру на балалайке, домре и баяне. Там же ему удается приобрести концертную балалайку, изготовленную русским «балалаечным страдивариусом» – С.И. Налимовым.
Поездка в оркестр В.В. Андреева вскрыла очевидные пробелы в музыкальном образовании Александра Никитича. По возвращении в Томск, Рожков поступает в открывшуюся еще в 1917 году, на базе музыкальных классов, Первую Сибирскую Народную Консерваторию, в класс фортепиано Ф.Н. Тютрюмовой.
Общение с такими выдающимися педагогами и музыкантами, какими были скрипач Я.С. Медлин, пианистки А.Я. Левинсон и Ф.Н. Тютрюмова, вокалистки О.М. Соболевской и М.А. Федоровой, несомненно, оказало огромное влияние на формирование личности молодого музыканта.
В 20-е годы интерес к народной музыке и к исполнительству на народных инструментах значительно возрастает. В музыкальных учебных заведениях открываются классы, отделы и даже кафедры (в ВУЗах) народных инструментов. Желающих обучаться было много, а профессионально подготовленных преподавателей естественно не хватало. А.Н. Рожкова приглашают на работу в Томский музыкальный техникум, реорганизованный из Народной Консерватории и Городской детской музыкальной школы. К тому времени Рожков был уже хорошо зарекомендовавшим себя исполнителем на балалайке и специалистом по народным инструментам. Александр Никитич организует первое в Сибири отделение народных инструментов. Особое внимание уделяется классу баяна, в который стремятся поступить баянисты из других областей региона.
Авторитет класса народных инструментов а, соответственно, и авторитет Рожкова как педагога, неизмеримо возрос после прошедшего в 1927 году первого Сибирского конкурса баянистов. Первое место тогда занял И.И. Маланин, а второе и третье – ученики А.Н. Рожкова Д. Антипин и В. Феоктистов.
Несмотря на явное педагогическое тяготение к баяну, всю свою жизнь А.Н. Рожков не расстается со своей любимицей – балалайкой. Неоднократно выступал Рожков перед Томской публикой. По оценкам современников в его игре удачно сочетались виртуозность и нежная лирика.
Начиная с середины 20-х годов и до самого своего отъезда из Томска в 1936 году, Александр Никитич работал на Томском радио, постоянно выступая в эфире, как солист-балалаечник и в ансамбле со своим учеником-баянистом Дмитрием Антипиным.
Работая в Томском музыкальном техникуме, А.Н. Рожков подготовил и выпустил большую группу высококвалифицированных исполнителей и педагогов-инструкторов по народным инструментам, столь необходимых в те годы отечественной культуре.
Оркестр русских народных инструментов, руководимый Рожковым, насчитывал до 60-ти человек. В него входили учащиеся и преподаватели Томского музыкального техникума. Оркестр постоянно выступал перед Томской публикой. В программах оркестра звучали произведения В.В. Андреева, многочисленные обработки народных мелодий. Из крупных сочинений современниками упоминаются «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта и «Русская фантазия» А. Глазунова. В этих концертах Александр Никитич постоянно выступал солистом-балалаечником, играя как соло, так и под аккомпанемент оркестра.
На сохранившихся фотографиях 30-х годов можно видеть А.Н. Рожкова в кругу своих воспитанников – балалаечников, домристов, баянистов.
К сожалению, в 1936 году Александр Никитич, в связи с приглашением на работу преподавателем в Ленинградское музыкальное училище, покидает Томск. В Ленинграде начинается новый этап педагогической деятельности, включавший в себя подготовку баянистов, организацию ансамблей народных инструментов и оркестров баянов, работу с одаренными детьми. Кстати, у Рожкова начинал свое образование знаменитый впоследствии баянист П. Говорушко.
Скончался Александр Никитич Рожков в Ленинграде в 1964 году.
Но вернемся в Томск. Основных отделений в музучилище было три: исполнительское, инструкторско-педагогическое и теоретико-композиторское. На исполнительском отделении учились пианисты, концертмейстеры, киноиллюстраторы, исполнители на оркестровых инструментах. Народные инструменты на исполнительском отделении были представлены баяном. На инструкторско-педагогическом отделении готовили учителей музыки для общеобразовательных школ, руководителей хоровых коллективов, владеющих фортепиано, баяном или струнным народным инструментом.
Необходимо отметить, что, несмотря на столь активную творческую деятельность А.Н. Рожкова, в архивах ТМУ не обнаружено упоминания о подготовке в те годы исполнителей на балалайке. Но на инструкторско-педагогическом отделении в 20-30 годы было подготовлено большое количество организаторов и руководителей художественной самодеятельности, в подготовку которых входило обязательное изучение струнных инструментов народного оркестра. Несомненно, большой опыт и знания А.Н. Рожкова, а также его исполнительская и педагогическая деятельность оказали неоценимую пользу в развитии народно-инструментального искусства на Томской земле.
Долгое время ТМУ не имело профессионального педагога-балалаечника, и все обучение было направлено на подготовку инструкторов-народников. Вполне естественно, что основное предпочтение в обучении инструкторов отдавалось баяну, так как его исполнительские, а особенно аккомпанирующие возможности, не сравнимы с возможностями струнного инструмента, таких как балалайка или домра.
После отъезда из Томска А.Н. Рожкова балалайку преподавал Вениамин Герасимович Тогушаков (по образованию дирижер-хоровик), освоивший инструмент под руководством А.Н. Рожкова. Он же (Тогушаков) вел оркестр народных инструментов ТМУ. Вениамин Герасимович вел эти предметы до середины 1952 года.
В 1952 году класс балалайки начинает вести Дмитрий Павлович Белозерский, скрипач по образованию. Выпускник Московской консерватории, он более десяти лет проработал в оркестре русских народных инструментов им. Н. Осипова исполнителем на балалайке альт. В 1952 году его, как неблагонадежного, выселяют из Москвы, и судьба его забрасывает в Томск, к родственникам. К сожалению, здоровье, семейные и бытовые проблемы не позволили Дмитрию Павловичу долго и плодотворно работать в ТМУ, в 1955 году он умирает.
В 1954 году класс балалайки начинает вести Николай Иванович Калинин, тогда еще студент третьего курса. Николай Иванович поступил в ТМУ в 1949 году в класс В.Г. Тогушакова. В 1951 году его призывают на службу в Советскую армию. По возвращении Николай Иванович продолжает учебу в классе Д.П. Белозерского. Николай Иванович стал первым в Томске балалаечником, имевшим специальное исполнительское и педагогическое образование. Н.И. Калинин первым в Томске исполнил программу государственного экзамена под аккомпанемент оркестра. Среди произведений программы следует отметить «Концертные вариации» П. Куликова и вариации на тему р.н.п. «Вот мчится тройка почтовая» Н. Будашкина. Более десяти лет проработал в ТМУ Николай Иванович, ведя специальный класс балалайки, а также инструментовку, чтение партитур, дополнительный инструмент, педагогическую практику. Также Николай Иванович долгое время был классным руководителем отделения народных инструментов. Преподавал в училище Николай Иванович до начала 70-х годов.
После ухода Н.И. Калинина балалайку в ТМУ некоторое время (около 3-х лет) вел Иван Ефимович Родюков. Он был не только педагогом, но и весьма известным в городе исполнителем на балалайке. Рассказывают, что на одном из училищных «капустников» два студента Ивана Ефимовича весьма удачно пародировали его, причем один сидя играл «Барыню», а другой, стоя сзади первого, крутил балалайку всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
После Н.И. Калинина и И.Е. Родюкова в ТМУ не было педагога-балалаечника, и балалайку в училище вели домристы: З.В. Климова, Т.А. Петрова и др. В разное время балалайку вели В.А. Гойхман Д.М.Терещенко и В.В. Марухленко окончивший ТМУ по двум специальностям: как баянист и как балалаечник. При поступлении в Новосибирскую консерваторию у В. Марухленко встал выбор, на какой инструмент поступать, и видимо, баян оказался роднее, нежели балалайка.
В начале 80-х годов в Томск, по распределению, приезжает выпускник Новосибирской консерватории Андрей Витальевич Родионов. Он проработал в ТМУ до 1991 года. Андрей Витальевич вел всевозможные предметы, а класс балалайки был весьма малочисленным. Как исполнитель, А.В.Родионов запомнился в ТМУ по двум произведениям Михаила Рожкова: концертные вариации на тему старинного русского романса «Я встретил Вас» и вариации на тему песни А. Петрова «Я шагаю по Москве». Эти две пьесы Андрей Витальевич исполнял под аккомпанемент гитариста Бориса Писаренко.
После отъезда из Томска А. Родионова балалайка опять стала прерогативой домристов, ее ведут З.В. Климова, Т.А. Петрова и В.И Пивоваров.
В 1993 году только что закончивший ТМУ Н. Васильев поступает в Красноярский институт искусств. Одновременно он начинает преподавательскую работу в ТМУ, и все балалаечники переходят к нему. К сожалению, период его работы был весьма непродолжительным.
Охватывая взглядом историю отделения народных инструментов Томского музыкального училища, можно заметить, что балалайка всегда была как бы на втором плане, уступая в популярности баяну, домре, гитаре, аккордеону. Но, тем не менее, она жила, существовала. Когда – хуже, когда – лучше. Все взлеты и падения популярности инструмента связаны с людьми, преподававшими и пропагандировавшими этот инструмент в Томске и Томской области.