Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Картинки с выставки Модеста Мусоргского


"Произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению - художественному и духовному - во всей истории музыки" так говорила о "Картинках с выставки" Мария Вениаминовна Юдина. И действительно цикл Модеста Петровича Мусоргского стал в ХХ веке хитом мирового фортепианного репертуара.

"Картинки с выставки" возникли как отклик композитора на смерть близкого друга, талантливого архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана, трагически скончавшегося в 1873 году. В.В Стасову удалось организовать посмертную выставку рисунков и проектов Гартмана, под впечатлением которой Мусоргский создал свой фортепианный цикл. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть.

Мусоргский смело и своеобразно претворил в музыке зарисовки художника, расширяя и обогащая непосредственное их содержание. Произведение было закончено в 1874 году в короткие сроки, всего за три недели. Впервые сочинение было напечатано в 1886 году - после смерти композитора - под редакцией Н.А. Римского-Корсакова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нем "привычной" виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. По словам Бориса Чинаева: "Нефортепианность" Мусоргского ощущается в частых пианистических неудобствах "Картинок": их фактура сложна не потому, что она виртуозно-совершенна, а по причине обратной - в виртуозном отношении она как раз несовершенна. Пианистам знакома эта характерная шероховатость (профессионал сказал бы "неудобство") фортепианной ткани: она кажется то перегруженной, то неоправданно пустотной, её хочется как-то уравновесить, придав фортепианному изложению блестящий лоск а` la Лист. Как оживить статичную монотонность "Старого замка", как справиться с вязкой перенасыщенностью "Богатырских ворот", как собрать в целое опровергающие друг друга, диссонирующие миры всех десяти пьес?"

Признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, "Картинки с выставки" были выпущены в соответствии с авторской рукописью, и затем они стали неотъемлемой частью репертуара пианистов. В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.

Обратимся к музыке цикла. Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия. Мария Юдина считала, что нам следует "прочитывать и постигать "Картинки" в символической двуплановой системе знаков: что мы слышим, что диктует нам наше воображение и какие смыслы стоят за этой реальной конкретностью". Комментарии Марии Юдиной к отдельным пьесам выделены курсивом.

Прогулка - вступительная пьеса к циклу, которая в дальнейшем звучит между отдельными частями произведения, связывая их в единое целое. Музыкальные образы Прогулки - это эмоциональный отклик композитора на увиденное и прочувствованное им. "Пишу четвёртый номер - связки хороши (на promenades). Хочу скорее и надёжнее сделать. Моя физиономия в интремедах видна", - писал Мусоргский Стасову. С первых же звуков Прогулки мы ощущаем глубокую народность её музыки, близость русской песне.

Тема Прогулки в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. В начале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.

Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы "Картинок" словом intermezzo, считая, по-видимому, Прогулку ведущей темой и трактуя всю форму как рондо. Из-за такого строения "Картинки" иногда называют рондо-сюитой.

Гном. У Гартмана это был эскиз деревянной детской игрушки в виде маленького гнома для раскалывания орехов. Мусоргский "очеловечил" гнома, показав в пьесе сложный душевный мир этого уродца. Характер музыки здесь отличается фантастичностью и причудливостью. В то же время "это не только сказочный карлик. Это искажение человеческой - от начала благодатной - природы. Это - грех".

Старый замок - произведение, овеянное поэтической мечтательностью. По свидетельству Стасова, на картине Гартмнана изображён был "средневековый замок, перед которым трубадур поёт песню". Колорит пьесы определяется певучей основной мелодией, написанной в стиле пасторалей XVIII века.

Появление третьей Прогулки ощущается как вторжение иной эмоциональной сферы. В конце пьесы снова происходит переключение, на этот раз в мир детских забав и горестей.

Тюильрийский сад (Ссора детей после игры) - капризная, привлекательная жанровая сценка, пленяющая мягким юмором. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри "со множеством детей и нянек".

Быдло. У Гартмана была изображена польская телега на громадных колёсах, запряжённая волами. Медлительные аккорды в басу передают трудное движение скрипучей телеги и служат фоном для простой и заунывной мелодии народного склада - как бы напева возницы. К концу пьесы песня удаляется, теряясь вдали.

В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо - по выражению автора, "прямо в лоб" (резкий контраст после "Тюильри"), - а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки, и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. В обоих вариантах музыка к концу затихает, изображая удаляющуюся телегу. послушать 

По мнению Юдиной: "ни волам, ни даже лошади не посвятил бы Модест Петрович такое величавое траурное шествие в прозрачном, хрустальном cis-moll. Быть может, потому и взял композитор эту светящуюся тональность, чтобы мы с вами и прозрели сквозь нее к более глубокому постижению бытия".

Музыка минорной четвёртой Прогулки, появляющаяся здесь, выражает глубокую жалобу, словно размышление о тяжёлой крестьянской доле. Грусть прерывается следующей пьесой, первые звуки которой вплетаются прямо в конец интермедии, создавая впечатление, будто зритель увидел сначала картинку краем глаза и, погружённый в свои мысли, не сразу на неё среагировал.

Балет невылупившихся птенцов. Эскиз Гартмана к постановке балета Ю.Г. Гербера "Трильби" изображал детёнышей-канареек в скорлупках, покрывающих их тельца. Музыка создаёт впечатление подпрыгивающих, суетящихся птенцов.


Два еврея, богатый и бедный (Самуэль Гольденберг и Шмуйле). Стасов об этой пьесе писал: "Два еврея зарисованы с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый - богатый, толстый еврей, самодовольный и весёлый, другой - бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу Мусоргскому".


Композитор дал два метко-характеристических портрета, поражающих глубиной и тонкостью, он не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Ритмический рисунок напоминает речь, мелодии придано "еврейское" звучание с помощью характерного звукоряда с двумя увеличенными секундами, из-за чего тема одновременно напоминает и еврейскую молитву. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации. Затем обе темы звучат в одновременном "разговоре", с сохранением контраста между ними, одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву - очевидно, последнее слово сказал богатый.

После Прогулки звучит пьеса Лимож. Рынок (Большая новость). Сочным, колоритным языком изображены торговки и сплетницы Лиможского рынка, возбуждённые каким-то известием. Слышен оживлённый говор, то нарастающий, то затихающий шум толпы. И хотя "персонажи Лиможа веселятся, торгуют, зубоскалят, сплетничают, смеются", но это может быть и "изгнание торгующих из храма".

Катакомбы (Римская гробница). На акварели Гартмана изображён сам художник и его спутники, осматривающие при свете фонаря катакомбы, в далёкие времена служившие местом погребения. В пьесе две связанные между собой части. Первая (Largo) - сдержанная и внутренне напряжённая, полная величавой скорби. Из неё, на фоне тихого тремоло в верхнем регистре, появляется минорная вариация Прогулки, в которой автор разговаривает с духом Гартмана: "Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня, взывает к черепам, черепа тихо засветились". (В некоторых изданиях название дано с ошибкой: "Con mortuis ..."; в рукописи Мусоргского латинского заголовка нет вообще).


Стасов в письме к Римскому-Корсакову пишет об этом моменте: " ... сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому ..."

Диалог, начавшись в горестном миноре, постепенно переходит в мажорную тональность, выводя слушателя из безысходности и обозначая примирение с необратимым. Словно возвращаясь домой вместе с Гартманом, автор завершает цикл двумя пьесами на русские темы.

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) - фантастическая картинка полёта Бабы-Яги, прообразом которой послужил проект бронзовых часов в русском стиле, изображавших сказочное жилище ведьмы. Быстрая и стремительная пьеса - размашистое скерцо с контрастирующей таинственной средней частью - вливается непосредственно в величавый торжественный финал цикла.


Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве). Поводом для создания этой пьесы послужил гартмановский проект городских каменных ворот в Киеве. Ярко национальная, богатырского склада величавая тема - это главный образ, как бы подводящий итог всему музыкальному развитию цикла. Второй образ пьесы - суровый, молитвенный, связанный с аскетическим духом старинной русской церковной музыки. Далее звучит виртуозно написанный колокольный перезвон, в котором слышны интонации знакомой темы Прогулки. Колокольный звон подводит к мощному заключительному звучанию главной богатырской темы.


Некоторые исследователи отмечают архитектурно-симметричное построение сюжетов пьес: "по краям" стоят главные темы (Прогулка и Богатырские ворота), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее - "французские" сюжеты, за ними - бытовые зарисовки из Польши (Быдло и Два еврея), а в центре оказывается шутка - Балет невылупившихся птенцов.

На нашем сайте "Картинки с выставки" представлены в исполнении Святослава Рихтера и Марии Юдиной.

Обсудить на Форуме
Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????