Содержание диска:
Наследие Марии Юдиной, том 12
Иоганн Себастьян Бах
6 прелюдий и фуг из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира"
1. Прелюдия ля мажор BWV 864
2. Фуга ля мажор BWV 864
3. Прелюдия ля минор BWV 865
4. Фуга ля минор BWV 865
5. Прелюдия си-бемоль мажор BWV 866
6. Фуга си-бемоль мажор BWV 866
7. Прелюдия си-бемоль минор BWV 867
8. Фуга си -бемоль минор BWV 867
9. Прелюдия си мажор BWV 868
10. Фуга си мажор BWV 868
11. Прелюдия си минор BWV 869
12. Фуга си минор BWV 869
Хроматическая фантазия и фуга ре минор BWV 903
13. Хроматическая фантазия
14. Фуга
Бах-Лист. Прелюдия и фуга ля минор (в оригинале - для органа) BWV 543
15. Прелюдия
16. Фуга
Соната для скрипки и клавира No. 3 ми мажор, BWV 1016
17. 1. Adagio
18. 2. Allegro
19. 3. Adagio
20. 4. Allegro
Общее время звучания - 73:51 (ADD)
Мария Юдина, фортепиано
Мария Козолупова, скрипка
Записи 1948 - 1955 годов
Юдинские трактовки всегда оригинальны, в манере исполнения всё - неординарно: непривычны темпы, паузы, rubato, неожиданные замедления и ферматы - острые, не смягчённые окончания, проповедническая декларативность её исполнительства, феноменальное мастерство, кристальная ясность и честность её бескомпромиссной техники, виртуозное владение звуком - от глубокого, еле слышного пианиссимо до мощнейшего оркестрового фортиссимо, через сотни оттенков пиано и форте, всегда наполненных и говорящих. Её фразировка всегда точна, выпукла и выразительна (недаром самое частое её требование к ученикам было - "фразируй"). Какой поистине божественный праздник духа и эстетического наслаждения!
Совершенно уникальны записи произведений Баха! При всей строгости, почти пуританской суровости исполнения прелюдий и фуг (большинство из них выдерживается в одной динамике от начала до конца), при совершенно железной ритмике - такое феноменальное слышание и ведение всех голосов, такая кристально ясная артикуляция (задолго до потрясшего всех нас Гульда!). И при этом совершенная свобода в выразительности, подчёркнутость характера каждой прелюдии и каждой фуги, такая ясность в проведении тем, без обязательных "выделений", как говорил Г.Г Нейгауз. Каким-то особым касанием задерживаются на слуху длинные ноты - без специального акцента.
Невероятно и прекрасно преображение звука от клавесинного в прелюдиях и фугах "Хорошо темперированного клавира" к органному в ля-минорной фуге Баха-Листа. Звук первого баса в прелюдии потрясает! Непонятно, откуда он возникает, но, взятый на меццо форте, он звучит как громовый Глас Божий! Все тембры органа - от звонких верхних регистров до глубоких, тяжёлых педальных, и в завершении фуги, в кульминации - открытая регистровая мощность всех органных труб и удвоений! Исполнение Юдиной конгениально самому произведению.
Хроматическая фантазия и фуга Баха в юдинском исполнении - один из её шедевров. Регистровка и артикуляция - клавесинные, но мощное концертное звучание ближе к органному. Суровые, властные пассажи открывают фантазию, свободное, импровизационное прелюдирование приводит к драматичным, скорбным речитативам, прерываемым мощными, не терпящими возражений аккордами. Тяжёлый шаг хроматической темы фуги (несение креста на Голгофу?) достигает всей своей силы и мощи в кульминации - в удвоенных басах и аккордах.
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно - без визуального, почти гипнотического восприятия М. Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!
Виктор Деревянко
Издатель: фирма "Виста Вера"