Содержание диска:
Наследие Марии Юдиной, том 3
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдии и фуги. Хорошо темперированный клавир, том 2
No. 1 до мажор1. Prelude
2. Fugue
No. 2 до минор3. Prelude
4. Fugue
No. 3 до-диез мажор5. Prelude
6. Fugue
No. 4 до-диез минор7. Prelude
8. Fugue
No. 5 ре мажор9. Prelude
10. Fugue
No. 6 ре минор11. Prelude
12. Fugue
No. 7 ми-бемоль мажор13. Prelude
14. Fugue
No. 8 ре-диез минор15. Prelude
16. Fugue
No. 9 ми мажор17. Prelude
18. Fugue
No. 10 ми минор19. Prelude
20. Fugue
No. 11 фа мажор21. Prelude
22. Fugue
No. 12 фа минор23. Prelude
24. Fugue
No. 15 соль мажор25. Prelude
26. Fugue
No. 21 си-бемоль мажор27. Prelude
28. Fugue
Общее время звучания - 77:55
Мария Юдина, фортепиано
Записи 1953 - 1957 годов
Мария Юдина воспринимала музыку Баха в контексте христианской культуры. Интерпретируя Баха, она не думала о чисто инструментальных проблемах, но об их музыкальном и философском смысле. Художник "крайностей" (по выражению Г.М. Когана), пылкий и страстный, шокирующий подчас своим смелым, нетрадиционным прочтением классики, Юдина обнаруживает иные грани своего таланта: здесь царят равновесие чувства и ума, предельная строгость, аскетизм в выборе выразительных средств, объективность. Она склоняет голову перед величием Гения, отдаётся его воле, а сама - как субъект - присутствует минимально. Интерпретация завораживающей силы, поразительной чистоты и конструктивной ясности рождается как бы сама собой. "Когда она играла, то слово "исполнение" казалось даже не вполне подходящим. Скорее это было действо",- писал И. Белза.
Юдина, которая любит "высекать образ, сталкивая две глыбы, два образа, как будто изваянные из противоположностей", почти полностью отказывается здесь от контрастов (между Прелюдией и Фугой), не меняя ни состояния, ни темпов, ни динамики, ни характера артикуляции (за исключением двух первых циклов до мажор и до минор). Каждую Прелюдию и фугу она трактует как единое целое, не содержащее конфликта, не нуждающееся в противопоставлении. Более того, весь цикл в целом звучит как единый поток сознания. И слушатель оказывается увлечённым и вовлечённым в музыкальный процесс. Но, если привлечь свой слушательский и исполнительский опыт, если повнимательнее вглядеться в текст, то начинаешь понимать, что Юдина добивается этой удивительной цельности, этого пленительного единообразия движения, как раз сильно меняя темпы отдельных пьес в ту или иную сторону. Меняя по сравнению с чем - возникает вопрос? Известно ведь, что у Баха нет темповых обозначений, как, впрочем, и динамических. - Прежде всего, по сравнению с баховской метрической записью, - ответим мы. Для примера возьмём лишь две Прелюдии и Фуги: No. 8 , ре-диез минор и No. 11, фа мажор. В No. 8 Прелюдия, записанная 16-ми (4/4), звучит неожиданно медленно и распевно - так, что восьмые Фуги оказываются довольно подвижными, меняя её характер в сторону большей строгости и активности. Прелюдия естественно перетекает в Фугу. Контраста нет. В No. 11 - наоборот: спокойные восьмые Прелюдии (при размере 3/2!) струятся у Юдиной лёгким, быстрым потоком, таким образом, что триольные шестнадцатые Фуги ( размер 6/16) остаются почти в том же темпе. И, хотя Фуга пленяет живостью и какой-то детской резвостью, привычного контраста - как не бывало!
Нельзя обойти молчанием ещё одну важную деталь. Юдина избегает медленных темпов (которые так любит!) как раз там, где их скорее всего ожидаешь. Две Фуги типично хорального склада No. 7 и No. 9 Юдина играет весьма подвижно, внутренне собранно, строго, шагом. Это скорее шествие, чем торжественный хорал.
Марина Дроздова, ученица и друг Марии Юдиной
Издатель: фирма "Виста Вера"