Содержание диска:
Кшиштоф Пендерецкий
Симфония No. 3 1. 1. Andante con moto 2. 2. Allegro con brio 3. 3. Adagio 4. 4. Passacaglia - Allegro moderato 5. 5. Vivace 6. Tren (Threnody), "Плач по жертвам Хиросимы" 7. Fluorescences 8. De natura sonoris II
Общее время звучания - 77:25 (DDD)
Симфонический оркестр Польского национального радио Дирижёр Антоний Вит
Запись 1998 года
Кшиштоф Пендерецкий - современный польский композитор-новатор и дирижёр. Музыка Пендерецкого (даже сложнейшие эксперименты в области атональности) всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным; в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием Шостаковича серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.
Пендерецкий заявил о себе в 1960 году, когда прозвучало его произведение "Трен" ("Плач по жертвам Хиросимы"). В "Трене" нет ни мелодии, ни гармонии, ни полифонии в привычном смысле слова. Голоса сливаются в грозди (кластеры), которые то стоят, то движутся, то сжимаются, то расширяются. Произведение написано для камерного оркестра из 52 струнных инструментов; но оркестр трактуется как большой ансамбль, вследствие чего отдельные голоса не различимы. Пендерецкий изобретает также новые приёмы игры в дополнение к традиционным: музыканты играют за подставкой, стучат древком смычка по корпусу инструментов; при быстром чередовании с обычными приёмами это создаёт впечатление какой-то движущейся массы. Композитор отменяет тактовую черту, длительность разделов музыкального произведения обозначается в секундах.
В последующих произведениях композитора составы оркестра увеличиваются, а тембры разнообразятся. Например, во Fluorescences Пендерецкий использует большой симфонический оркестр с 37 ударными инструментами, где в партиях духовых есть игра на одних мундштуках и удары по клапанам. Кроме того, в музыку вводятся звуки окружающего мира (визг пилы, стук пишущей машинки, вой сирены и т.д.).
Третья симфония композитора - дань классической традиции; масштабное произведение, вызывающее в памяти такие имена, как Густав Малер и Бела Барток. После спокойного начала возникает ритмическая фигура, которая становится "рефреном" всего сочинения. Она определяет развитие во второй части, угадывается в третьей и доминирует на протяжении четвёртой - наполненной трагизмом пассакалии. Два момента - наступательный марш ударных и вездесущий контрапункт - утверждают своё присутствие с неослабным упорством. Если в этой музыке есть связь с Пендерецким былых времен, то она проявляется в его способности поддерживать едва выносимое напряжение. Даже в певучей медленной части, где мелодию ведут на широком дыхании флейты, струнные и валторна, оно прорывается внезапными tutti оркестра.
Издатель: фирма "Naxos" (Германия)
|