Содержание диска:
Древнерусская Всенощная. По рукописям XII века. Композиция Татьяны Владышевской
1. 1. Приидите, поклонимся. Благослови, душе моя, Господа (большой знаменный распев)
2. 2. Блажен муж (киевский распев)
3. 3. Господи, воззвах к Тебе (1-ый глас знаменного распева). Вечерняя наша молитвы (малый знаменный распев). Догматик "Всемирную славу" (1-ый глас столпового знаменного распева)
4. 4. Гимн "Свете тихий" (киевский распев). Ныне отпущаеши (киевский распев). Богородице Дево, радуйся (греческий распев)
5. 5. Шестопсалмие (знаменный распев). Псалом No. 3
6. 6. Бог Господь и тропарь воскресный (1-ый глас знаменного распева). Хвалите имя Господне (знаменный распев)
7. 7. Величание князю Владимиру (путевой распев). Отрывок из Жития князя Владимира
8. 8. Степенные антифоны (4-ый глас знаменного распева) Величит душа моя Господа
9. 9. Славословие великое (знаменный распев)
10. Михаил Глинка. Херувимская песнь
11. Сергей Танеев. Херувимская песнь
12. Милий Балакирев. Уст твоих (валаамского распева)
13. Бальдассаре Галуппи. Плотию уснув
14. Николай Римский-Корсаков. Взыде Бог
15. Анатолий Лядов. Чашу спасения прииму
16. Юрий Сахновский. Херувимская песнь, соч. 1, No. 1
17. Виктор Калинников. Херувимская песнь (из Литургии)
18. Николай Голованов. Егда снизшел, соч. 37, No. 9
19. Николай Голованов. Милосердия двери, соч. 39, No. 4
Константин Шведов, фрагменты из Литургии:
20. Достойно есть, No. 11 (тема большого знаменного распева)
21. Хвалите Господа с небес, No. 13
Общее время звучания - 77:26
На церковно-славянском языке.
Лев Конторович, тенор (1-3, 5, 6)
Михаил Никифоров, бас (3, 6)
Александр Юденков, тенор (7)
Колокола Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры (1, 5, 9)
Московский хор молодежи и студентов при Музыкальном обществе г. Москвы (1-9), Хормейстер - Лев Конторович
Камерный хор Московской консерватории (10-21)
Дирижёр - Борис Тевлин
Запись 1988 года (1-9); запись по трансляции из Большого Зала Московской консерватории 06.04.2008 (10-21).
Публикуемая на диске композиция под названием "Древнерусская Всенощная" создана выдающимся ученым-медиевистом Татьяной Феодосьевной Владышевской как своеобразное приношение празднованию тысячелетия Крещения Руси. Её исполнительское воплощение одним из ведущих российских хоровых коллективов советской эпохи - Московским хором молодежи и студентов под руководством Бориса Тевлина - помимо решения творческих задач, в те годы служило и высокой просветительской цели: привлечь внимание широкого круга слушателей, в течение долгих десятилетий отлученных от могучего пласта отечественной духовной культуры, к церковной музыке старозаветной Руси.
Следует отметить, что перед нами отнюдь не циклическое произведение: в эпоху, предшествующую появлению русского барокко, отечественная хоровая литература не знает целостных Всенощных или Литургий. Композиция включает в себя песнопения из наиболее древних манускриптов, которые поддаются расшифровке. В основном (за исключением двух фрагментов) богослужебный текст послениконовский, т.е. соответствующей современной церковной практике.
К группе более древних распевов из представленных на диске можно отнести знаменный, две его модификации (большой и малый знаменный) и путевой распевы. Знаменный (т.е. записанный "знаменами" - русскими невмами) распев был основным в русской церковной практике и назывался ещё "столповым" (т.е. являлся как бы "столпом", на котором держится церковная музыка). Песнопения данного стиля являлись звуковым выражением молитвенного состояния "похвалы", т.е. прославления Бога. Большой знаменный распев, как и путевой, связаны скорее с эмоциональным состоянием "радования", "ликования", отсюда широта мелодики, экстатическая приподнятость звучания. Слово здесь подчинено музыке - поэтому распевщики в целях расширения мелодической фразы зачастую вводили в песнопения посторонние текстовые вставки, представляющие собой искаженные греческие слова. Одна из таких вставок - "аненайка" - звучит в первом треке. Приспособлением столпового распева к богослужебным реалиям эпохи "оскудения благочестия", предшествующей никоновской реформе, является малый знаменный распев, сущность которого ясно выражена в его названии.
Греческий распев возник в Москве в середине XVII столетия как синтез поздневизантийской мелодики и русского ладового мышления, а киевский тогда же принесен в Россию украинскими певчими. Оба стиля роднит приближенная к фольклору своего времени рельефная мелодика, простота и доступность - здесь причина популярности данных распевов в новые и новейшие времена.
Наряду с хоровой музыкой в композиции представлены погласицы - мелодические формулы для различных богослужебных чтений. Погласицы передаются в устной традиции и для данной композиции расшифрованы с полевых записей.
В качестве солистов в рекординг-сессии "Древнерусской Всенощной" участвовали талантливые музыканты со счастливо сложившейся последующей исполнительской судьбой. Лев Конторович - тогда стажер-хормейстер - ныне заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории, а Михаил Никифоров и Александр Юденков (в прошлом студенты дирижерско-хорового факультета) - известные певцы, выступающие на мировых оперных сценах.
Основные стили и направления русской духовной музыки последних двух с половиной веков представлены во второй части альбома. Особенный интерес вызывает сочетание произведений, ставших поистине классикой церковного искусства России и малоизвестных сочинений маститых авторов, прославивших себя на светском композиторском поприще. Эта программа записана Борисом Тевлиным с его прославленным Камерным хором Московской консерватории.
А. Шольц
Издатель: фирма "Мелодия"