Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Казнить, нельзя помиловать

 

Одним из наиболее древних и любимых человечеством видов наказания является смертная казнь. Хотя, на самом деле, наказанием это назвать нельзя, ибо наказуемый прекращает своё существование, и не может в принципе сделать полезных выводов.

 

Скорее, явление смертной казни лежит в области профилактики, как бы другим в назидание. А ещё народу всегда хотелось зрелищ.

 

В финале оперы Джаккомо Пуччини "Тоска" расстреливают художника Марио Каварадосси. По большому счёту его проступок никак не тянул на такую крайнюю меру, но в дело оказалась замешана женщина. Начальник полиции барон Скарпиа воспылал любовной страстью к пассии живописца - певице Флории Тоске. Устраняя конкурента, он отправляет его на эшафот.

 

Во время экзекуции Каварадосси, как впрочем, и сама Тоска, уверен, что это постановка, расстрел будет бутафорским. От этого сцена получилась предельно трагичной. Пожалуй, самой душераздирающей во всей опере.

Тоска (к Каварадосси; тихо, сдерживая смех)
Значит, помни: при первом залпе - вниз!..
Каварадосси (тоже смеясь; тихо)
Вниз!..
Тоска
И лежи так, пока я не окликну!
Каварадосси
Да, родная!
Тоска
И падай ловко!
Каварадосси (улыбаясь)
Точь-в-точь, как Тоска на сцене!
Тоска
Серьёзней будь!
Каварадосси (серьёзно)
Вот так?
Тоска
Вот так!

 

Вокально-симфоническая поэма "Казнь Степана Разина" для баса, смешанного хора и оркестра создана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1964 году. В основу сочинения положен фрагмент поэмы Евгения Евтушенко "Братская ГЭС". Композитор писал:

"Поэма написана мною в стиле рюсс. Для доброжелательной и суровой критики есть материал. Например, - часто я впадаю в грубый натурализм".

Степан Разин был четвертован на Красной площади в июне 1671 года. Сначала его лишили правой руки по локоть, потом левой ноги по колено, затем настал черёд головы:

"Покатилась голова,
в крови горя,
прохрипела голова:
"Не зазря ..."

Заказное празднование по случаю казни государственного преступника неожиданно захлёбывается, народ на площади стоит онемевший от ужаса. Под звуки набата отрубленная голова Разина хохочет над своими палачами.

 

Четвертование другого знаменитого смутьяна - Емельяна Пугачёва - нашло отражение в оригинальнейшем произведении Родиона Константиновича Щедрина 1981 года. Хоровая поэма a cappella "Казнь Пугачёва" написана на текст "Истории Пугачёва" Александра Сергеевича Пушкина.

Для усиления впечатления помимо пушкинских строк композитор вводит в сочинение свидетельства настоящего очевидца казни - поэта Ивана Ивановича Дмитриева.

В поэме причудливо переплетаются элементы разных жанров: речитатив, кант, эпический распев.

 

Драматическая оратория Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре" создана на основе поэмы Поля Клоделя.

Оратория вобрала в себя черты мистерии, средневековых пассионов и народных представлений. В её состав входит пролог и следующие без перерыва 11 сцен музыкальных и речевых эпизодов. Главная героиня не поёт, а только читает текст.


Финальная сцена называется "Жанна в пламени". Она завершает борьбу Орлеанской девы со своим страхом перед мучительной смертью на костре и искренние слёзы исполнительниц (например, Марион Котийяр), произносящие последние слова героини, лучшее подтверждение гениальности этого произведения.

 

Финал второго акта оперы Петра Ильича Чайковского "Мазепа" считается самым мрачным в произведении. Это сцена казни Кочубея и его друга Искры.

Постепенно собирается толпа зевак и любознательных. До предела цинично показаны появление пьяного казака, распевающего фривольную песенку "Молодушка, молода" и палачей, мимоходом заигрывающих с женщинами.

Марш Мазепы и молитва-покаяние осуждённых ассоциируется со сценами Страшного Суда. Поднимаются и опускаются топоры палачей.


Гектор Берлиоз четвёртую часть "Фантастической симфонии" назвал "Шествие на казнь". Герою снится, что он убил свою возлюбленную, приговорён к смерти и идёт к месту её совершения под маршеобразную музыку.

Перед самой смертью у гобоя возникает лирическая тема любви, но уже поздно. Нож гильотины стремительно падает вниз, пиццикато струнных изображают скатившуюся в корзину голову. Патетические фанфары иллюстрируют сбывшиеся ожидания толпы.


Традиции Берлиоза в какой-то степени продолжает Рихард Штраус в симфонической поэме "Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля".

В сравнительно небольшом произведении выделяют 27 программных эпизодов - от рождения до смерти героя. Заголовки фрагментов первоначально содержались в партитуре, но потом автор их исключил.

Уленшпигеля вздёргивают на виселице. Момент иллюстрируется восходящим пассажем кларнета-пикколо, тело весельчака несколько раз судорожно вздрагивает и затихает. Эпилогом проходят начальная тема поэмы и мотив ликования - Тиль жив, хотя и умер.


И в заключении современная трактовка самой известной казни. Распятие Иисуса Христа в синкопированном джазовом ритме из мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса "Jesus Christ Superstar" 1970 года.

Из семи канонических слов Спасителя, сказанных им на кресте, в сцену казни вошли только пять:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают

Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Жажду

Совершилось!

Отче! в руки Твои предаю дух Мой

Сказав последние слова Иисус умер.

Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????