Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Классики и современники. Часть I

 

В середине прошлого века заметным явлением мировой музыкальной жизни стала рок-музыка, с присущей ей бунтарским духом отрицания. Отрицались и образцы академической музыки. Одно время казалось, что новые ритмы навсегда вытеснят устоявшиеся музыкальные формы. Однако никакой революции не произошло. Академическая классика осталась на своём законном месте, а заводной рок-н-ролл Чака Бери образца 1956 года "Roll Over Beethoven" ("Хватит крутить Бетховена") стал музыкальным и историческим курьёзом. Но у нас речь пойдёт не о противопоставлении популярной и академической музыки. Другие коллеги Чака Бери по цеху не были столь категоричны. Как и в случае с джазом, первоначальный нигилизм сменился устойчивым интересом музыкантов к классике. Мы рассмотрим наиболее яркие примеры использования классической музыки в песнях и инструментальных композициях известных исполнителей популярной музыки, прошлого и настоящего. 

 

Зародившийся в начале 60-х годов XX века сёрф-рок представлял собой гремучую смесь рок-н-ролла, ритм-н-блюза и вокальных попсовых партий. Легкоузнаваемым это направление музыки делал особый звук у гитар - реверберация. Американская группа The Ventures в композиции "Rap City" (альбом Walk Don't Run. Volume 2, 1963 год) использует одну из самых известных мелодий Иоганнеса Брамса - Венгерский танец No. 5.

 

 

В Советском Союзе другую композицию группы - "Vibrations" (альбом Super Psychedelics, 1967 год) - знали практически все. Она использовалась в заставках телепередачи "Международная панорама". Уже в наше время этот мотив был включён группой "Смысловые галлюцинации" в песню "Розовые очки".

 

Однако вернёмся к роковым истокам. Группа The Beatles в песне "All You Need Is Love" (альбом Magical Mystery Tour, 1967 год) довольно оригинально цитируют отрывок из начала двухголосой инвенции фа-мажор No. 8 (BWV 779) Иоганна Себастьяна Баха. Баховская тема звучит у трубы-пикколо в финальном хороводе цитат.

 

Мелодическая структура песни "Because" (альбом Abbey Road, 1969 год) очень напоминает первую часть до-диез минорной фортепианной сонаты No. 14 Людвига ван Бетховена. В одном из интервью Джон Леннон заявил: "А это она и есть, только сыгранная наоборот". Что, конечно же, не более чем мистификация.

 

 

Группа Procol Harum композицию "A Whiter Shade Of Pale" (одноимённый альбом, 1967 год) построила на теме из второй части (Air) Оркестровой сюиты No. 3 ре-мажор того же Баха. Это была первая и последняя хит-удача группы. Повторить успех своей дебютной песни Procol Harum уже не сумели никогда. Интересный факт: в 2006 году клавишник группы Мэтью Фишер сумел доказать в лондонском суде своё авторство партии органа в песне. Видимо судьи имели серьёзные проблемы со слухом, и даже не музыкальным.

 

 

В 1758 году М.И. Адлунг произнёс пророческую фразу: "Те, кто слушал многих музыкантов, справедливо говорят: в мире был только один Бах". Рок-музыканты любят Баха. Его цитируют, ему подражают, с ним пытаются спорить. Как-то уж очень сильно повлияло его творчество на будущие поколения гитаристов, клавишников и даже ударников. Видимо немного рокеров осталось равнодушными после прослушивания знаменитого соло клавесина из первой части (Allegro) Бранденбургского концерта No. 5 ре-мажор (BWV 1050), написанного в 1720 году. послушать

 

Особый интерес к академической музыке проявился у музыкантов играющих в стиле так называемого "прогрессивного рока". И самое время сделать вывод. То или иное присутствие классики в рок- или поп- музыке выражается в трёх моделях. Это - или обработка (транскрибирование) классического произведения, или цитирование каких-либо его фрагментов, или же, наиболее на наш взгляд существенное, использование не содержания, а формы. В первом альбоме английской супергруппы Emerson, Lake & Palmer (ELP) - 1970 года - мы обнаруживаем все три модели.

 

Композиция "The Barbarian", открывающая альбом представляет собой сумасшедшую транскрипцию Allegro Barbaro венгерского композитора Белы Бартока. Плотные диссонансные гармонии, жёсткая, "варварская" ритмика - всё это создает ощущение стихийной силы, могучего, клокочущего звукового потока, грозного натиска.

 

 

Забегая вперёд, скажем, что через семь лет Карл Палмер в композиции "The Enemy God Dances With The Black Spirits" (альбом Works. Volume 1, 1977 год) обратится к другому сочинению с такими же образами первобытной, стихийной мощи - к "Скифской сюите" Сергея Прокофьева. Наполнение произведений энергетическими эмоциями стало одной из главных новаций академической музыки начала XX века. Сочинения Стравинского, Прокофьева, Бартока буквально оглушили мир искусства. В них нет радости, нет скорби, нет ликования, нет испуга. Музыка обладает одними лишь "силовыми" качествами и эмоция в ней - именно энергетическая, с градациями большей или меньшей интенсивности. И эту "чистую" энергетику мы слышим в некоторых направлениях рок-музыки.

 

 

Вернёмся к дебютному альбому ELP. Мелодия второй песни "Knife-Edge" построена на главной теме первой части (Allegretto) Симфониетты чешского композитора Леоша Яначека. Одного Яначека видимо показалось слишком мало, поэтому в середину песни вставлен отрывок Аллеманды из Французской сюиты No. 1 ре минор (BWV 1050) И.С. Баха.

 

И, наконец, композиция Кита Эмерсона "The Three Fates". Третья модель. Это оригинальное сюитоподобное трёхчастное произведение с мощной органным вступлением и двумя яркими фортепианными соло. В альбоме "Works. Volume 1" (1977 год) Эмерсон представил концерт для фортепиано с оркестром собственного сочинения.

 

Идём далее. В песне "The Only Way" (альбом Tarkus, 1971 год) использованы фрагменты из двух сочинений И.С. Баха: токката фа мажор для органа (BWV 540) и прелюдия ре минор (Грехопадение) из первого тома "Хорошо темперированного клавира".

 

Композиция "Hoedown" (альбом Trilogy, 1972 год) основана на теме из балета "Родео" американского композитора Аарона Копленда. Вновь к произведению Копленда музыканты ELP обращаются в композиции "Fanfare for the Common Man" (альбом Works. Volume 1, 1977 год), растягивая в психоделический марафон одноимённую пьесу композитора, написанную им в 1942 году в честь американцев, сражавшихся во время Второй мировой войны.

 

 

Устрашающая "Toccata" (альбом Brain Salad Surgery, 1973 год) есть не что иное, как аранжировка финала первого фортепианного концерта аргентинского композитора Альберто Эваристо Джинастеры, кстати, ученика Копленда. Говорят что, когда Кит Эмерсон ознакомил композитора с партитурой, Джинастера воскликнул по-испански: "Дьявольщина!" Обескураженный Эмерсон уже был готов отказаться от своей затеи, пока не вмешалась жена композитора и не объяснила по-английски, что Джинастера напротив высоко оценил работу Эмерсона, поскольку хотел своей музыкой вызвать именно такой эффект.

 

Мы уже несколько раз вспомнили альбом 1977 года Works. Volume 1. Отметим ещё две композиции. "Two Part Invention In D Minor" в комментариях не нуждается. Снова транскрипция И.С. Баха: двухголосая инвенция ре-минор No. 4 (BWV 775). В песне "I Believe in Father Christmas" (сингл Грэга Лейка 1975 года) использована мелодия Сергея Прокофьева из симфонической сюиты "Поручик Киже", соч. 60.

 

А теперь о самой известной интерпретации ELP. В 1971 году у группы выходит концертный альбом, в основу которого легла фееричная переработка фортепианного цикла "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского. Концерт построен на предельно резких контрастах динамики, тембра и ритма. Он изобилует "неслыханными" звучаниями и отличается шероховатой и какой-то всклокоченной фактурой, вполне соответствующей, впрочем, мятежному, страстному и саркастически едкому духу музыки Мусоргского. Открывающий цикл "Променад" исполняется на подчеркнуто "классическом" регистре органа с точным сохранением мелодико-ритмического рисунка оригинала. Но зато "Гном", "Старый замок" и особенно "Баба-Яга", где доминирует электронный синтезатор, в первый момент производят впечатление эстетического шока.

 

 

Знакомые контуры "Картинок" возникают как бы из клубящегося звукового тумана, стягиваются в узлы, образуют странно деформированные, преувеличенно гротескные фигуры. Кажется, что они вот-вот станут зримыми - до такой степени сгущена, плотна, материально ощутима их звуковая ткань, но внезапно они вновь становятся зыбкими, текучими и непостоянными; вот они уже неузнаваемо изменили свой облик, а в следующее мгновение рассыпались на тысячи тональных осколков-атомов.

 

Самое поразительное в этой фантасмагории - верность "интонационному словарю", то есть основным характеристикам "музыкальной речи" Мусоргского, восходящим непосредственно к человеческому голосу и слову. Кстати сказать, ELP вводит в свою интерпретацию и вокальную партию, что ещё лучше помогает им передать углублённую, почти осязаемую рельефность звуковой пластики "Картинок". Версия ELP - вещь более чем дискуссионная, но, безусловно, имеющая право на существование в ряду других возможных интерпретаций этого шедевра. В этом смысле её можно рассматривать как совершенно новый подход к самой постановке проблемы интерпретации классики и экспериментальное исследование средств и методов её художественного решения.

 

В 1996 году свои "Картинки с выставки" представила прог-трэшевая группа Mekong Delta. Существует мнение, что творчество Мусоргского как бы предвосхитило в некоторых моментах рок-музыку. И по накалу страстей, и по чисто музыкальным особенностям. Чего только стоит вступление к "Избушке на курьих ножках". Явный хард-роковый рифф.

 

 

Финальная композиция альбома Pictures At An Exhibition - Nutrocker - была написана Кимом Фаули ещё в начале 60-х годов для группы B. Bumble & The Stingers и является взрывоподобным синтезом рок-н-ролла и "Марша" из первого акта балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Об этой группе и об их переделках классических произведений наверняка можно написать целую статью. Мы ограничимся лишь перечнем композиций, скорее всего неполным:
- Bumble Boogie ("Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Николая Римского-Корсакова);
- Rockin "On" N "Off" (Прелюдия до-диез минор Сергея Рахманинова);
- Mashed #5 (первая часть Симфонии No.5 Людвига ван Бетховена);
- Apple Knocker (увертюра из оперы "Вильгельм Телль" Джоаккино Россини);
- Dawn Cracker ("Утро" из оркестровой сюиты "Пер Гюнт" Эдварда Грига);
- Baby Mash (Колыбельная Иоганнеса Брамса);
- Chicken Chow Mein (ария L'Amour Est Un Oiseau Rebelle из оперы "Кармен" Жоржа Бизе).

 

И в заключении этой части обратим внимание на ранее творчество Кита Эмерсона. До того как создать ELP этот бесспорно талантливый музыкант играл в группе The Nice. К вершинам репертуара группы относится альбом 1968 года - Ars Longa Vita Brevis - с рок-версиями Эмерсона Allegro из Бранденбургского концерта No. 3 соль мажор (BWV 1048) И.С. Баха и совершенно удивительного интермеццо из сюиты "Карелия" (соч. 11) финского композитора Яна Сибелиуса.

 

Продолжение следует ...

 

Источники:

1. Валентина Холопова. Теория музыкальных эмоций: Опыт разработки проблемы;
2. Рок-энциклопедия с http://www.agharta.net/Encyclopedy/Encyclopedy.html;
3. Википедия;
4. http://www.rockabillyswing.ru/surf/bumble/bumble.htm.

 

Обсудить на Форуме

Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????