Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
 Гармония -Интернет-проект :: Бесплатно
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Очаги Культуры
 Гармония -Интернет-проект :: Памятники
 Гармония -Интернет-проект :: Таланты
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Фонотека
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Галерея
 Гармония -Интернет-проект :: Афиша
 Гармония -Интернет-проект :: Ноты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ по телефону
    8 (3822) 596-896


по телефону
    +7-913-829-68-96 (МТС)

   

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Хорошо темперированный клавир Баха


В 1722 году Иоганн Себастьян Бах публикует свою гениальную работу "Хорошо темперированный клавир" (ХТК), в которой были представлены музыкальные произведения (прелюдии и фуги) во всех двадцати четырёх тональностях. Это сочинение положило начало широкому распространению равномерной темперации в мире. Можно сказать, что вся современная музыка основана на трёх буквах - ХТК! По словам Б.Л. Яворского, "Баховский Wohitemperiertes Klavier является как бы завершительным произведением для целой эпохи, кончая 18-м столетием (включая и всю музыку Средневековья), впитавшим в себя все предшествующие идеи и средства выражения, воспользовавшимся всеми предшествующими и укрепленными в музыкальной литературе той эпохи символами".


Целостность


Весь цикл ХТК является не простым набором пьес, а представляет из себя поразительно целостное произведение. Профессор С. Майкапар пишет: "Биографы сообщают, что Бах имел обыкновение играть "Хорошо темперированный клавир" целиком. И если всматриваться в него сквозь призму этого сообщения, то фуги одна за другой начинают казаться короткими в качестве самостоятельных баховских единиц. Кроме того, некоторые прелюдии теряют убедительность вступлений и занимают места интермеццо; а те моменты, где фуги образуют со своими прелюдиями острые углы контрастов, порознь кажущиеся резкими и неоправданными в своей эпизодичности, смягчаются и находят обоснование лишь при огляде всей линии бесчисленных контрастов тома".

Бах очень трепетно относился к своему детищу и вплоть до начала 40-х годов вносил в текст рукописи изменения. Мало того, в 1744 году он издаёт "24 новые прелюдии и фуги", впоследствии ставшие 2-ым томом ХТК. Далеко не все пьесы этого цикла действительно были новыми, многие были написаны Бахом гораздо раньше времени издания. При этом в тех случаях, когда для полноты нового собрания не хватало какого-то звена, то есть пьесы в какой-то из тональностей системы, он использовал уже имеющуюся прелюдию и фугу и переписывал их в нужную тональность. 

Самый яркий пример такого решения проблемы - прелюдия и фуга до-диез мажор: у Баха не доставало пьесы в этой не употреблявшейся в те времена тональности (с семью диезами при ключе), тогда он воспользовался имевшейся у него когда-то написанной прелюдией и фугой в до мажоре, в самой, так сказать, простой тональности (без единого знака при ключе) и просто приписал к каждой ноте по диезу.

Символика

ХТК справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов, символов. Смысл музыки проявлялся в устойчивых мелодических оборотах, связанных с выражением душевных движений или с мелодиями и текстами протестантских хоралов и через них с мыслями, образами и сюжетами Священного Писания. Современники Баха воспринимали его музыку как понятную речь. Для них инструментальные сочинения Баха представали не как произведения "чистой" (непрограммной) музыки, а были наполнены конкретным психологическим и философско-религиозным содержанием.

Люди слушали в ту эпоху иначе, чем теперь. Звучащие мелодические обороты, интонации были известны наизусть и мгновенно вызывали в памяти соответствующий текст из Библии. Именно "устойчивые мелодические обороты", выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу музыкального языка Баха. Владение этим языком, как им владели современники Баха, позволяет раскрыть тайные "послания", которыми наполнены его сочинения. Знакомство с языком композитора и знание образов, стоящих за определенным сочетанием звуков, даёт возможность слышать в музыке мысли, которые обычному человеку понять не дано. Смысловой мир музыки Баха раскрывается через музыкальную символику. При рассмотрении сочинений Баха сразу становится заметным, что через все его произведения красной нитью проходят мелодические образования - фигуры. Громадное количество баховских сочинений объединяется в одно стройное целое сравнительно небольшим количеством таких фигур.

Само слово "фигура" по определению может передавать образные представления: среди его значений есть "изображение, очертание, образ", фигуры могли носить изобразительный характер, выражая направление и характер движения, как, например, anabasis - восхождение и catabasis - нисхождение; фигуры circulatio - вращение, fuga - бег, tirata - стрела, выстрел и т.п. Фигуры подражали интонациям человеческой речи: interrogatio - вопрос (восходящая секунда), ехсlamatio - восклицание (восходящая секста). Особенно выразительны фигуры передающие аффект, такие как suspiratio - вздох, или passus duriusculus - хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания. Благодаря устойчивой семантике музыкальные фигуры превратились в "знаки", эмблемы определенных чувств или понятий. Нисходящие мелодии (фигура catabasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения во гроб; восходящие звукоряды прочно связаны с символикой воскресения. Паузы во всех голосах (фигура aposiopesis - умолчание) применялись для "изображения" смерти; паузы, рассекающие мелодию (фигура tmesis - рассечение) - передавали чувства страха, ужаса и т.д.

Бах служил при церкви, большую часть музыки писал для церкви, сам был набожным человеком, обладал обширными познаниями в богословии и богослужении. Он прекрасно знал текст Ветхого и Нового заветов, другие церковные тексты, традиции культовых обрядов и их суть. Жизнь и творчество Баха неразрывно связаны с протестантским хоралом и по его вероисповеданию, и по деятельности в качестве церковного музыканта. Известно, что композитор принимал участие в создании домашних хоральных сборников, включавших общинные хоралы и духовные сольные песни с сопровождением. Вполне закономерно, что протестантский хорал стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.

Хоралы пелись протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии того времени знали мелодии хоралов наизусть. Они настолько прочно ассоциировались с определенным смыслом, что могли служить паролем при узнавании единомышленников. Поэтому для слушателей времени Баха и его культурного ареала хоральные мелодии являлись по существу знаками, отражавшими содержание хорала. Встречаясь в музыкальном тексте с другими подобными знаками, они выстраивались в сложные ассоциативные ряды, в результате чего их смысл приобретал различные оттенки, они обогащались и превращались в символы. У слушателей возникало сразу несколько ассоциаций - с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с кругом праздников или ритуальным действом, которому предназначался этот хорал.

ХТК - музыкальная Библия


На основании глубокого изучения творчества Баха, а также широких общекультурных и художественных аналогий сложилась концепция Б.Л. Яворского по отношению к циклу "Хорошо темперированного клавира". Она заключается в том, что цикл XТK является "музыкально-этическим толкованием образности и сюжетики христианской мифологии". Приведём в качестве примеров анализ нескольких прелюдий и фуг.


Прелюдия и фуга до мажор (I том). "Благовещение"


Основой служит текст евангелий, где архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщает ей благую весть, что у нее родится сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет Сын Божий и Спаситель.

Звучание прелюдии передает "ангельский свет, чистоту, надежду". В ней отразилось образное восприятие: "земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире".

Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых музыкальные инструменты, среди них - лютни.

Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас - средний голос - арпеджированные фигурации. Это соответствует трем уровням: земля - человек - небо. Слушать эту фактуру надо также дифференцированно, окрашивая каждый фактурный пласт своим тембром. Дирижером является средний голос, так как он задает основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми, речитатив в конце прелюдии истолковывался как "слово", "весть".

Восходящий поступенно мотив из 4-х звуков фуги является символом постижения воли Господней. Восходящие кварты символизируют уверенность. Интервал восходящей кварты издавна используется для выражения бодрости, устойчивости, надежной опоры. В хоралах на мотивы с интервалом кварты часто приходятся ключевые слова, говорящие о вере, принятии воли Бога, надежде и уверенности. В "Хорошо темперированном клавире" кварты выражают стойкость, истовость веры. Интервал кварты, кроме того, является контуром, сокращенным изложением символа постижения воли Господней. Таким образом, квартовый ход можно трактовать как символ истовой веры.

Нисходящий мотив из трех групп по четыре шестнадцатых соответствует в христианской числовой символике догмату Евхаристии - Святого причастия (444).

Таким образом, тема фуги содержит раскрытие следующих идей: постижение воли Господней, непоколебимая вера, приобщение Святых тайн (причастие). Фуга построена только на проведениях темы, которая не умолкает ни на один такт. Интермедии полностью отсутствуют. Это говорит о возвышенной строгости содержания, сосредоточенности на одной идее.

Заключающее фугу восхождение (фигура anabasis) соответствует словам Евангелия: "И отошел от нее ангел". Величавое спокойствие этой музыки Риман определяет как "портал к возвышенному и чудесному произведению полифонического искусства Баха" - всему "Хорошо темперированному клавиру".


Прелюдия и фуга си-бемоль минор (I том). "Шествие на Голгофу и отчаяние предстоящих перед крестом"


В мелодической линии прелюдии проходит хорал "Из бездны бед взываю я к Тебе" в его втором варианте. Это символ воскресения, проводимый здесь в миноре. В прелюдии слышится сдержанная поступь и скорбный хор. В басу звучит непрерывный колокольный звон, что придает прелюдии характер похоронного шествия. Удвоения в терцию, сексту, дециму усиливают драматизм события. В Евангелии есть описание: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого". Наступление тьмы Бах изображает движением баса вниз, достигающим самого низкого звука прелюдии - ми бемоль большой октавы.

Самый патетический момент прелюдии - такт 22 - символизирует миг смерти Христа. Девятизвучный аккорд с выразительной ферматой и паузой несет двойную символику: долгая пауза (фигура aposiopesis - умолчание) в музыке барокко приобрела значение смерти, а число 9 в христианской числовой символике имеет смысл окончательного свершения, воплощения пророчества. В Евангелии сказано, что Иисус испустил дух "около девятого часа". И вслед за патетическим аккордом в последних тактах прелюдии в басу, как бой часов, девять раз звучит "си бемоль".

В фуге тема хорала "Из бездны бед взываю я к Тебе" (первый вариант) несколько меняется. Начальный ход на квинту вверх заменен падением на кварту вниз, в результате чего образуется интервал не малой секунды, а малой ноны, и символ вызывания, выкликания получает особенно горестный оттенок, характеризуя "вопли женщин на похоронах Христа".

В фуге использованы оба мелодических варианта хорала. Второй вариант - основа противосложения и интермедий. Глубину страданий подчеркивает нисходящий порядок вступления голосов в экспозиции фуги, "символизирующий погружение в мир скорбей".

Таким образом, прелюдия и фуга передают непосредственный эмоциональный отклик на трагическое событие, остроту боли свеженанесенной раны.


Прелюдия и фуга соль мажор (II том). "Соблазнение Адама и Евы змеем"


Б.Л. Яворский относил этот цикл к периоду Ветхого завета, повествующему о грехопадении прародителей. Основанием для такой трактовки явилась тема фуги, извивающаяся наподобие змеиных колец. А. Швейцер писал: "Музыкальное изображение дьявола постоянно привлекало Баха. Так как в начале Библии он представлен в виде змея, то Бах изображает его изгибами и сплетениями движущегося вверх и вниз мотива. По его теологии сатана тождественен дьяволу: поэтому извивающиеся мотивы появляются и там, где "виновник зла" носит имя сатаны".

Прелюдия передает образы блаженного рая, "прелести райской жизни: журчание ручьев и спокойное движение деревьев". Пасторальный характер, "буколическая атмосфера", по выражению Я.И. Мильштейна, создается легким звучанием фактуры, подражающей игре на струнных инструментах, и удержанными, как на волынке, звуками органного пункта.

Тема фуги - образ змеи, обволакивающей, как кольцами, искусительными словами. В интермедии слышен диалог: упрямо - капризные вопросы и уклончиво - сомневающиеся ответы.

Соблазн, по мысли Яворского, передается трелью. Самый сильный момент искушения - трели в низком регистре.

Змея взвивается вверх по древу познания добра и зла, чтобы вручить прародителям яблоко искушения, и, совершив соблазн, уползает вниз. Это изображается гаммообразными извивающимися движениями тридцать вторых вверх перед кодой фуги и вниз - в конце.

Заключение

Этическое содержание, воплощённое в форме безупречного совершенства, подняло "Хорошо темперированный клавир" на положение величайшего явления мирового искусства. Недаром на этом произведении учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие.

В двадцатом веке несколько композиторов написали свои "24 прелюдии и фуги" для фортепиано. Наиболее известны сочинения Дмитрия Шостаковича, Сергея Слонимского и Родиона Щедрина. Первым же композитором XX века, фактически воссоздавшим жанр "24 прелюдий и фуг" стал Всеволод Задерацкий, чудом уцелевший в сталинских лагерях. За два года проведённых на Колыме Задерацкий сумел сохранить свой цикл, записав его карандашом без единой помарки на телеграфных бланках и листах из блокнота.

Помимо полного цикла "прелюдия-фуга" возник и цикл только прелюдий, но также во всех тональностях. К этому жанру обращались Шопен, Скрябин, Дебюсси, Кабалевский и другие.

В этом ряду нельзя не упомянуть своеобразный цикл Моисея Вайнберга "Двадцать четыре прелюдии для виолончели соло", написанный композитором в 1968 году и "24 прелюдии и фуги для гитары соло" Игоря Рехина.


Использованные источники:
- Носина В.Б. "Символика музыки И.С.Баха и её интерпретация в "Хорошо темперированном клавире". М., ГМПИ им. Гнесиных, 1991;
- Майкапар А. "Хорошо темперированный клавир" И.С. Баха. Журнал "Искусство", No. 16.


На нашем сайте фрагменты ХТК Баха представлены в исполнении Марии Юдиной (I том и II том) и Алексея Султанова.

Обсудить на Форуме

Назад
???????? ?????: ???-?????? R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????

ИСКАТЬ НА OZON.RU