Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
 Гармония -Интернет-проект :: Бесплатно
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Очаги Культуры
 Гармония -Интернет-проект :: Памятники
 Гармония -Интернет-проект :: Таланты
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Фонотека
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Галерея
 Гармония -Интернет-проект :: Афиша
 Гармония -Интернет-проект :: Ноты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ по телефону
    8 (3822) 596-896


по телефону
    +7-913-829-68-96 (МТС)

   

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Абстракция равномерности для музыкальной иррациональности


По мнению глубокого мыслителя Артура Шопенгауэра "музыка - это непосредственная объективация и отпечаток всей воли, подобно самому миру, подобно идеям, множественное явление которых составляет мир отдельных вещей". Беспредельность мира и недоступность большей его части обычным органам чувств выливается в иррациональность музыки. На практике это выражается в невозможности построения чистой системы тонов.

Со времён античности человечество пыталось решить проблему незамкнутости натурального строя. Например, при использовании пифагорейского строя ступени звукоряда определялись с помощью наложенных друг на друга чистых квинт. После двенадцати шагов основной тон должен повториться. На самом деле получаемый тон был выше на так называемую пифагорову комму (1/9 тона). В результате такой настройки последняя квинта имела весьма ощутимый дефект и получила название "волчьей" квинты. "Волчья" квинта считалась очень сильным диссонансом, и её старались избегать при сочинении и исполнении музыки. Но если на струнных смычковых инструментах ещё была возможность скорректировать интервал во время игры, то с массовым распространением клавишных инструментов проблема стала гораздо острее. Настроенный натурально клавишный инструмент звучал чисто в пределах тональностей с малым количеством знаков альтерации; тональности свыше трёх-четырёх знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Чем больше возрастала роль клавира как аккомпанирующего и как сольного инструмента, тем сильнее назревала необходимость в едином правильном строе, который позволил бы применять все тональности мажорного и минорного ладов, свободно переходить из одной тональности в другую (модулировать), пользоваться неисчерпаемыми возможностями энгармонизма.

Таким образом, музыкальная теория логично подошла к 12-ступенному равномерно темперированному строю, в котором комма "размазывалась", распределялась по всем ступеням. Новый строй - это результат эволюции европейской музыкальной системы, в которой постепенно вводились в употребление новые звуки, образовывавшиеся при повышении или понижении семи основных ступеней гаммы. Получающиеся при этом полутона (диезы и бемоли) добавлялись к основным ступеням, что в определенной мере демонстрирует эволюционность и отражает историю расширения европейского звукоряда.

Естественно новый строй нарушал строгую пропорцию интервалов, вследствие чего в аккордах начали появляться небольшие биения. На равномерно настроенном фортепиано чистой, отвечающей законам физики, является только октава. Каждая октава - это интервал, ограниченный двумя звуками, из которых верхний производится струной, колеблющейся ровно в два раза быстрее, чем струна, издающая нижний звук, то есть высота одного тона вдвое больше высоты другого.

Любая квинта на том же фортепиано (да и на любом другом современном инструменте с фиксированной высотой звука) - это интервал между двумя звуками, соотношение высот которых равно 1,4983. Но строгие законы физики требуют соотношения точно 3:2, то есть 1,5!

Любая большая терция демонстрирует дальнейшее сужение расстояния между ее звуками по сравнению с натуральной, математически точной, или, иначе, обертоновой терцией. И так далее.

Изобретателем равномерной темперации некоторые считают китайца Чжу Цзай Юя. После приблизительно тридцати лет тщательного изучения и экспериментирования им была разработана математическая основа построения равномерно темперированного музыкального строя. После того как он опубликовал своё изобретение в 1584 году, на него обратили внимание в Европе. По другим данным испанский музыкант Барталамео Рамесде Пареха в 1482 году издал трактат "Практическая музыка" (Musica practice), в котором была описана система близкая к равномерной темперации. Первое упоминание о подлинно равномерной темперации находят в неопубликованных бумагах математика Симона Стевина. А в 1636 году сведения о равномерной темперации были изданы французским монахом-миноритом, теологом, физиком и музыкальным теоретиком Мареном Мерсенном в его книге под названием "Всеобщая гармония" (Harmonie Universelle).

К концу века темперированный строй исследовал немецкий музыкальный теоретик и акустик Андреас Веркмейстер, которому часто и приписывается его изобретение. Между тем, Веркмейстер утверждал, что в новом строе все тональности становились однообразными и симметричными, в то время как в старых строях из-за неравномерности темперации каждая тональность имела своё неповторимое звучание. Несмотря на протесты сторонников чистых тонов, равномерный темперированный строй был с воодушевлением принят теми, кто понимал практические преимущества такого строя. Ведь теперь появилась возможность легко переходить из тональности в тональность, не боясь "волчьих" квинт.

Неизбежное отклонение от чистоты строя интервалов внутри октавы распространилось на всю клавиатуру. Повторим, что теперь абсолютно чистыми остались только октавы. Другие интервалы, производимые на инструментах с фиксированным строем, не совпадают с обертоновыми интервалами, производимыми каждым отдельно взятым звуком. Поэтому, если судить строго, мы постоянно сталкиваемся с некоторой "грязноватостью", фальшивостью звучания, когда в ансамбле соединяются клавишные инструменты, например фортепиано, со струнными. Правда, эта "грязноватость" столь незначительна, что нужно обладать чрезвычайно тонким слухом, чтобы заметить её в живом музыкальном исполнении. Более того, эта "туманная" диссонантность звучания, которая присутствует постоянно, стала настолько неотъемлемым элементом всякого музицирования, что окажись мы каким-то чудесным образом от неё избавленными, мы бы ощутили значительный дискомфорт, настолько человеческое ухо уже привыкло к "фальши" равномерной темперации. Равномерная темперация является, по своей сути, абстракцией (гениальным компромиссом), аналогичной другим абстрактным моделям: ньютонову пространству или социальному равенству.

Начало широкому распространению равномерной темперации в мире было положено в 1722 году, когда Иоганн Себастьян Бах опубликовал свою эпохальную работу "Хорошо темперированный клавир" (Das Wohl-temperierte Klavier), в которой были представлены первые музыкальные произведения (прелюдии и фуги) в новом строе. Но об этом в следующей статье.


При подготовке материала использована статья Александра Майкапара "Настройка и темперация".

Проблема "волчьей" квинты рассматривается здесь.

Обсудить на Форуме

Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????

ИСКАТЬ НА OZON.RU