Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: Океан между нот
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
 Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
Назад

Homo Musicus


Невозможность описания музыки словами. Композитор - ретранслятор и проводник образов других миров. Музыка предшественница человеческой речи. Музыкальные пристрастия человека определяют его суть.


Пытаться объяснить смысл и сущность музыки задача нелёгкая и, наверное, неразрешимая. Можно бесконечно приближаться к её пониманию, но постигнуть до конца просто невозможно. Ведь основное назначение музыки: донести до человеческой души недоступные обычным чувствам идеи и образы иных миров. В мгновения творчества композитор получает настоящую свободу и в этот момент другая реальность обретает себя в звуках. Именно поэтому невозможно описать музыку словами. Просто не хватает слов. Хотя попытки сделать это, несомненно, нужны.


Приведём пример. Смерть Графини является кульминацией оперы Чайковского
"Пиковая дама", его наивысшей драматической вершиной. Герман склоняется над бездыханным телом Графини, его возглас полон ужаса: "Она мертва! Сбылось! ... а тайны не узнал я!". Музыка в этот момент передаёт чувства человека, постигшего страшную истину. В музыкальных терминах это описывается следующим образом: "В оркестре вновь возникает, как страстная жалоба, скорбная тема...Сопровождающий её органный пункт на доминанте си минора ещё больше увеличивает её напряжённость. Доминантный органный пункт не разрешается в тонику си минора, а резко переключается в гармонию уменьшенного септаккорда. Начинается новый, заключительный раздел сцены. Появляется Лиза". Это цитата из учебника по музыкальной литературе. Но что значат слова без музыки? За сухим изложением скрываются нешуточные страсти, и человеку совсем не обязательно знать техническую сторону музыки, чтобы почувствовать смысл, заложенный композитором.

В древности музыкантов считали инструментами потусторонних сил. Через них боги разговаривали с людьми, и музыка считалась их языком. В одной легенде рассказывается о том, как ангелы пели по приказу Бога, чтобы заставить непокорную душу войти в тело человека. Душа, опьяненная песнью ангелов, вошла в тело, к которому относилась как к тюрьме. Не существует другой подобной магии по силе влияния на человеческую душу, чем магия музыки.


Состояние вдохновение, которое испытывает композитор при создании музыки сродни магическому или религиозному опыту озарения и экстаза. В эти мгновения композитор ощущает себя всего лишь проводником, ретранслятором, голосом неких сил. Само слово "вдохновение" говорит о том, что кто-то "вдыхает" в автора его сочинение, как будто кто-то другой играет или поёт, а композитор только записывает за ним. Иоганнес Брамс говорил: "Я не несу никакой ответственности за свою музыку: она мне дана какой-то особой силой. Я несу ответственность только за то, как я ее оформил". Чайковский отмечал, что вдохновение неподвластно воле человека, что во время творчества возникает особое состояние "повиновения внутреннему голосу", некой "сверхъестественной силе", которая движет творцом. "Музыка просто прёт из меня", - писал он П. Юргенсону. В таком состоянии это "не труд, а наслаждение", "работа идет с совершенно непостижимой легкостью. Забываешь все, душа трепещет от какого-то совершенно непостижимого и невыразимого сладкого волнения, решительно не успеваешь следовать за ее порывом куда-то, время проходит буквально незаметно. В этом состоянии есть что-то сомнамбулическое... То, что выходит из-под пера или просто укладывается в голове в этом состоянии, всегда хорошо, и если ничто, никакой внешний толчок не призовет к той, другой, общей жизни, - оно должно выйти совершенством того, что в силах создать тот или иной художник".


Человек состоит из вибраций, он живёт в них, они вокруг него и внутри, поэтому человек может слышать не только ушами. Композитор своей душою улавливает какую-либо идею из другого мира и реализует их в виде звуков. От этого и сила музыки - могучее эмоциональное воздействие звуков, организованных идеями как нашего, так и иных миров. Только музыка позволяет человеку во всей полноте прикоснуться к неземному и пережить мощное потрясение чувств, недостижимых в обыденных условиях повседневности. Вагнер писал, что "музыка своими мотивами дает нам характер всех мировых явлений в его глубочайшей внутренней сущности''. Ференцу Листу принадлежит высказывание, что "глубокое понимание природы, и ощущение бесконечности представляет собой самую сущность музыки''. Раскрывая содержание одной из своих фортепианных прелюдий, Скрябин говорил: "Это, конечно, не пустыня физическая, а астральная пустыня... В этой прелюдии такое впечатление, точно она длится целые века, точно она вечно звучит миллионы лет''.


Музыка воплощает в себе разные стороны жизни, разные явления. Каждый процесс имеет свою вибрацию и через композитора он доходит до нас. Но надо ещё и суметь услышать!


Связь композитора с другой реальностью иногда достигает такой силы, что он начинает предчувствовать грядущие события. Композитор чувствует их приближение и переносит на язык музыки. Будущее встаёт перед ним во всём своём великолепии, тогда и рождаются шедевры. А со стороны кажется, что само произведение таинственным образом предопределило судьбу своего автора. Так, Пётр Ильич Чайковский скончался через девять дней после первого исполнения своей
Шестой симфонии, симфонии-трагедии. Сам Чайковский считал её вершиной своего творчества: "В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу. Лучше этой симфонии никогда ничего не писал и не напишу". Известно о роковом влиянии "Реквиема" на Вольфганга Амадея Моцарта, который был уверен, что пишет его для себя. Антон Брукнер семь лет работал над своей Девятой симфонией. Когда он почувствовал, что сил дописать её не хватит, он фактически попрощался с жизнью в завершённой третьей части. Созданная музыка, безусловно, оставляет в душе композитора глубокий след. Мусоргский писал о работе над оперой "Борис Годунов": "Я жил "Борисом", в "Борисе", и в мозгах моих прожитое время в "Борисе" отмечено дорогими метками, неизгладимыми".

Музыка наиболее божественное из всех искусств. Предполагается, что музыка была предшественницей речи, и раньше человек выражал свои мысли и чувства звуками музыки. Тембр голоса говорил о силе и мощи, а высота тона выражала любовь и мудрость. Человек передавал искренность или неискренность, расположение или нерасположение, удовольствие или неудовольствие с помощью многообразия музыкальных выражений. Язык и губы производили разнообразие звуков. Группируясь, звуки создавали слова, передававшие разные значения при различном способе выражения. Это постепенно превратило музыку в язык, но язык никогда не сможет освободить себя от музыки.


Современные языки есть ни что иное, как упрощенная музыка. Даже самый простой язык не может существовать без музыки в нем; музыка дает конкретное выражение. По этой причине на иностранном языке редко говорят в совершенстве; слова выучены, но музыкой еще не овладели.


Обычно речь человека всегда что-то означает, несёт известную долю смысла. Из этого можно сделать вывод, что предшественница речи - музыка, так же полна смыслов. Звуки составляют как речь, так и музыку. В одном случае их соединение порождает слова, фразы, в другом - мелодии. Речь очень близка к музыке. Она, как и музыка, имеет свойство последовательности и, так же как и музыка состоит из звуков и пауз. Ударение в словах подобно сильной доли в музыке и т.д.


При членораздельной речи её понимание происходит на уровне интуиции. А вот когда речь невнятна или на другом языке, тогда человек начинает думать, искать в ней смысл, стремится понять, что ему говорят. В настоящий момент музыка для большинства людей звучит как иностранный язык, т.е. для её понимания требуются словари (объяснения авторов или музыковедов).


Тяга человека к музыке заложена в нём ещё с детства. Душа ребёнка наиболее благосклонна к музыке. Постепенно, в процессе взросления, в жизнь вторгаются и занимают главенствующее место более приземлённые вещи, но музыка остаётся обязательно, в той или иной степени. Человеку простому по душе незамысловатые мелодии, интеллектуал предпочитает полифонические сочинения. Человек из урбанистической среды не может обойтись без жёстких пульсирующих ритмов, жителю деревни достаточно широких и распевных мелодий. Чем чище становится душа, тем более тонкой музыкой она наслаждается. Характер человека также определяет его музыкальные наклонности. Каждый слушает ту музыку, которая наиболее полно отображает его самого. Музыкальные пристрастия человека - это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание.
Музыка - это разнообразие Вселенной воплощённое в бесконечных сочетаниях звуков.


Используемая литература:
1. Б.Е. Микиртумов. Сущность и смысл музыкального объекта. Я. (А. Слинин) и МЫ: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. (Серия "Мыслители". Выпуск X). С.350-379;
2. Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып. 3. Издание 7-е. - Л.: Музыка, 1983;
3. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука;
4. Владимир Григорьев. Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в неё. http://www.humans.ru/humans/36676.

Обсудить на Форуме

Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????