Строгий
Гармония -Интернет-проект :: Авторизация
регистрация / забыли пароль?
Логин
Пароль
 Гармония -Интернет-проект :: О сайте
Гармония -Интернет-проект :: Ценности
Классическая музыка (композиторы)
Классическая музыка (исполнители)
Этническая музыка
Духовная музыка
Песни и романсы
Опера
Балет
Джаз
Ретро
Записи для детей
Аудиокниги
 Гармония -Интернет-проект :: Без разгадки
 Гармония -Интернет-проект :: Юморески
 Гармония -Интернет-проект :: Тексты
 Гармония -Интернет-проект :: Форум
 Гармония -Интернет-проект :: Обратная связь
Гармония -Интернет-проект :: ????? ? ????????

Заказ компакт-дисков Вы можете сделать:

√ через Корзину заказов,  

   пройдя регистрацию

√ через
обратную связь

√ через группу ВКонтакте

Доставка осуществляется
БЕСПЛАТНО
в пределах Томска

Доставка в другие регионы
осуществляется по отдельной договорённости



Гармония -Интернет-проект :: Вечные ценности

Классическая музыка (композиторы)

Шнитке
Назад

Альфред Шнитке

Concerto grosso No. 2
Кантата "История доктора Иоганна Фауста"

Олег Каган, Наталья Гутман,
Геннадий Рождественский

Гармония -Интернет-проект ::
Содержание диска:

Concerto grosso No. 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра
1. I. Andantino. Allegro
2. II. Pesante
3. III. Allegro
4. IV. Andantino
Кантата "История доктора Иоганна Фауста"
5. I. Пролог (хор)
6. II. Близок час (рассказчик, Мефистофель, хор)
7. III. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями (хор, рассказчик)
8. IV. Исповедь Фауста (Фауст, хор, рассказчик)
9. V. Скорбь друзей (хор, рассказчик)
10. VI. "Ложное утешение" (Мефистофелем Фауста). (Мефистофель - обе партии, двухголосно)
11. VII. Гибель Фауста (Мефистофель, хор)
12. VIII. После смерти Фауста (рассказчик, хор)
13. IX. Эпилог (хор)
14. X. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам), (четыре солиста, хор)


Общее время звучания - 68:50 (ADD)

Олег Каган, скрипка (1-4) 
Наталья Гутман, виолончель (1-4) 
Солисты (5-14): 
Р. Котова, контральто
Э. Курмангалиев, контратенор
Н. Курпе, тенор
А. Сафиулин, бас
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР
Художественный руководитель Валерий Полянский (5 - 14)
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР
Дирижёр Геннадий Рождественский

Запись 1987 года (1 - 4)
Запись из Большого зала Ленинградской государственной филармонии 27 мая 1985 года (5 - 1 4)

Альфред Шнитке - знаковая фигура в отечественном музыкальном искусстве второй половины ХХ века. В его музыке скрестились наиболее важные тенденции композиторского творчества этих лет, она впитала в себя всё - или почти всё, чем так богат ХХ век, и сплав этот породил индивидуальный неповторимый стиль композитора. Несмотря на довольно-таки динамичную творческую эволюцию, подчас радикально меняющую эстетические ориентиры и технические принципы (авангардный период, полистилистика, "новая простота" - "тихий" период, синтез стилей, поздний период), в стиле Шнитке всегда присутствовало нечто неизменное, незыблемое: экспрессивность, смелость музыкального высказывания, острота контрастов (не случайно его называют Достоевским в музыке).

Альфред Гарриевич Шнитке родился в г. Энгельсе, центре Республики Немцев Поволжья, в семье журналистов и переводчиков.

В 1946 - 1948 жил с семьей в Вене, где его отец работал в немецкой газете "Österreichische Zeitung". Там мальчик получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки фортепияно и начал сочинять. Это время запечатлелось в памяти композитора навсегда: в его жизнь входят Австрия и австрийская культура, её традиции, уходящие в глубь веков (по выражению самого композитора, "звено исполненной смысла исторической цепи", "аура прошлого").

Вернувшись в Россию, Шнитке окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции (1953), ныне Музыкальный колледж им. Шнитке в системе Московского Государственного Института Музыки им. Шнитке; далее Московскую консерваторию (1958) и аспирантуру при ней (1961). В 1961 - 1972 он преподавал в Московской консерватории (инструментовка, чтение партитур, полифония; по композиции у него был всего один ученик, так как в то время "авангардистам" А. Шнитке и Э. Денисову в Консерватории не доверяли обучение молодых композиторов).

При советской власти музыка Шнитке не имела официальной поддержки. Долгое время он фактически был лишен возможности выезда за границу из-за своей не угодной руководству Союза композиторов позиции. С наступлением перестройки музыка Шнитке становится все более известной и признанной, в том числе в других странах. В 1988 - 1990 проходит ряд фестивалей, посвященных его творчеству, - в Горьком, Мальме, Гётеборге, Стокгольме, Берлине, Лондоне. В конце 80-х Шнитке много бывает за границей, с 1989 - ведёт класс композиции в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге, с 1991 переезжает в Германию (Гамбург). Тем не менее, композитор никогда не порывал связи с родной страной, где он получил признание и любовь слушателей.

Альфред Шнитке - автор более 200 произведений в самых различных жанрах. Предпочтение крупных жанров связано с концепционностью и драматургической остротой, конфликтностью музыкального мышления. На протяжении всей жизни он писал также музыку для кино и театра, что способствовало становлению идей полистилистики, соединению в его музыкальном языке высокого и банального, как способу видения современного мира.

В музыке Шнитке сочетаются экспериментальные поиски нового и опора на глубинную традицию, острая экспрессивность звучания и неоромантическое начало. Композитор тесно связан как с русской (Гоголь, Достоевский), так и с немецкой культурой, он воплотил в своем творчестве важнейшие черты русского и немецкого менталитета - высокую духовность, философичность, мятежность, сложный эмоциональный мир.

Характерная черта музыкального искусства ХХ века - диалог с прошлым, в частности, возрождение старинных жанров. Среди них особое место занимает жанр concerto grosso. Это распространенный в эпоху барокко (Бах, Гендель) концерт для оркестра и концертирующей группы солирующих инструментов. Шнитке обращался к этому жанру на протяжение всей своей жизни (Первый, наиболее популярный, написан в 1977 г., а последний, Шестой - в 1993, за пять лет до кончины).

Concerto grosso No. 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра (1981 - 1982) написан в технике полистилистики: опора на барочный стиль сочетается с музыкальным языком ХХ века. Четырёхчастный цикл строится на основе контраста. Во вступлении у виолончели соло (позднее подключается скрипка) излагается лейттема произведения - это как бы размышление, авторский голос. Она прерывается жизнерадостной моторной музыкой - здесь наиболее очевидны аллюзии на барочный концерт, хотя диссонантные вторжения напоминают о современности (приём "замутнения" стилевой модели).

Вторая часть - Пассакалья, вариации на басовую тему (жанр, также характерный для эпохи барокко). В ней соединяются многовековая семантика жанра (от Баха до Шостаковича) и индивидуальная экспрессия, поднимающая эту музыку до высот подлинного трагизма. Эта "сердцевина" произведения наиболее эмоционально обнажена, она подвержена враждебным вторжениям, заряжена внутренними конфликтами. Музыка Пассакальи относится к лучшим страницам творчества Шнитке.

Третья часть - возвращение к миру образов первой - та же барочная моторика, мажорный, бодрый характер музыки, активно-поступательное развитие. В кульминации звучит тема пассакальи и заканчивается эта часть драматическим срывом.

Четвертая часть (следующая после третьей без перерыва) - послесловие, осмысление происшедшего. Она целиком строится на теме вступления. Отголоски других тем (Пассакалья, барочные концертные мотивы, траурный хорал) не меняют характера звучания - светло-созерцательного, катарсического.

Кантата "История доктора Иоганна Фауста" (1983) - одно из ключевых произведений Альфреда Шнитке. Фаустовская тема - вообще сквозная в его творчестве. Кантата явилась некоторым итогом в размышлениях композитора о проблемах добра и зла, вины и её искупления жертвой, смерти и духовного бессмертия - того, что создает особую атмосферу его музыки: в ней живёт дух высокой трагедии. Первоначально композитор задумал оперу по второй части "Фауста" Гёте, но вскоре обратился к "Народной книге" И. Шписа (1587).

Фигура Фауста оказалась чрезвычайно притягательной для композитора - как квинтэссенция религиозно-философской проблематики, волновавшей его всю жизнь. На этот сюжет, уже через 11 лет, за четыре года до смерти Шнитке создал оперу, в которой музыка кантаты (смерть Фауста) стала третьим актом.

В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы "Народной книги", повествующие о конце жизни Фауста. Текст этот настолько естественно ложился на предощущаемую им музыку, что он не изменил в нём ни слова; был использован оригинальный немецкий текст (премьера состоялась в Вене: кантата была написана по заказу Венского концертного общества, к 125-летнему юбилею Венской певческой академии), а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод.

Сам по себе жанр кантаты уже указывает на эпоху барокко, но это скорее оратория - или ещё точнее, страсти, своего рода "антистрасти", - по определению композитора, "негативный пассион". Даже распределение партий в целом соответствует "Страстям": Рассказчик (Евангелист) - тенор, Фауст (антагонист Христа) - бас, хор, выполняющий двойную функцию - участника действия и комментатора событий. Особняком находится фигура Мефистофеля. Решение композитора в этом случае очень оригинально: Мефистофель выступает в двух лицах - как "сладкоголосый обольститель" (контратенор) и "жестокий каратель" (контральто).

В кантате 10 эпизодов:
1. Пролог. "Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста" (хор).
2. Близок час. "Когда минули 24 года ..." (рассказчик, Мефистофель, хор).
3. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. "Все идут в трактир, садятся за стол..." (хор, рассказчик).
4. Исповедь Фауста. "Досточтимые любимые господа, друзья мои..." (Фауст, хор, рассказчик).
5. Скорбь друзей. "Раз уж так и другого быть не может..." (хор, рассказчик).
6. "Ложное утешение" (Мефистофелем Фауста). "О, Фауст мой, что за малодушие?.. " (Мефистофель - обе партии, двухголосно).
7. Гибель Фауста. "А после двенадцати, к часу ночи..." (Мефистофель, хор).
8. После смерти Фауста. "Те же магистры, бакалавры, студенты..." (рассказчик, хор).
9. Эпилог (хор).
10. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам). "Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол жаждет жертв!" (четыре солиста, хор).

Кульминация кантаты - сцена расправы Мефистофеля над Фаустом. Как представить её в музыке? Это было проблемой для композитора. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод экспрессивной диссонантной музыкой, что вполне в духе эстетики ХХ века. Но вскоре понял, что так он не достигнет нужного ему эффекта. Вот как об этом говорит он сам: "Чтобы передать атмосферу адской пропасти, требуется некое стилистическое унижение, шокирующий стилевой контраст. И для этого я воспользовался ритмом танго". "Шлягер - хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность".

Эпизод этот производит сильнейшее впечатление. Бьёт 12 часов. И с последним ударом появляется Мефистофель-убийца, каратель. Эстрадная певица (первоначально предполагалось, что это будет Алла Пугачёва) с микрофоном идёт через весь зал, поднимается на сцену и одновременно поёт шлягерную мелодию. Контраст между элементарным напевом и страшным натуралистическим текстом, в котором описываются ужасающие подробности гибели Фауста, разителен. Это и есть то, что композитор как-то назвал "унижением банальностью".

Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой Пугачёвой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера "Фауста" состоялась в Вене и только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и, несмотря на продолжающиеся препоны) - в Москве, а потом, в 1984 г. - в Ленинграде (теперь уже с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-карателя).

Издатель: фирма "Мелодия"


Цена:   200 рублей
Состояние позиции: в наличии
Назад
Создание сайта: Веб-студия R70
????? ??????? ???????? ?????????
Гармония -Интернет-проект :: ????????