История Древнего мира. Том 1
CD 1
1-2. Приключения первобытного мальчика
По книге Э. д`Эрвильи
Инсценировка А. Завадье
Использованы музыкальные фрагменты произведений Г. Вагнера, Л. Гарбовского, Е. Крылатова, Д. Шостаковича (фрагмент из балета "Золотой век" - Танец Див)
Режиссёр Н. Корженевская
Музыкальное оформление Ю. Науменковой
Действующие лица и исполнители:
Ведущий, Старейший - Михаил Погоржельский
Рюг - Юлия Юльская
Крек - Галина Новожилова
Женщина - Ирина Карташова
Вождь - Анатолий Степин
3-4. В Древнем Египте
Инсценировка Р. Рубинштейна
Режиссёр Е. Резникова
Использованы музыкальные фрагменты произведений С. Танеева, Я. Капра
Действующие лица и исполнители:
Ведущий, чиновник - Юрий Румянцев
Ахтой, Визирь - Владимир Горелов
Пепи, 2-й каменщик - Юрий Соколов
Мессу - Алексей Генесин
Учитель, Начальник - Леонид Кареев
CD 2
1-2. Законы Хаммурапи
Инсценировка Р. Рубинштейна
Использованы фрагменты музыкальных произведений Кара-Караева - Сюита No. 2 из балета "Тропою грома" в исполнении оркестра ГАБТ СССР, дирижер Ниязи
Музыкально оформление Е. Резниковой
Действующие лица и исполнители:
1-й ведущий, Хаммурапи - Алексей Марков
2-й ведущий, Купец - Алексей Борзунов
Авиль-Нинурта, секретарь - Владимир Горелов
Судья - Юрий Румянцев
3-4. В стране пирамид
Инсценировка Р. Рубинштейна
Режиссёр Е. Резникова
Использованы фрагменты музыкальных произведений Кара-Караева - Сюита No. из балета "Тропою грома" в исполнении оркестра ГАБТ СССР, дирижер Ниязи;
В. Бибика - Камерная симфония памяти Д.Д. Шостаковича, соч. 29;
Д. Шостаковича - фрагмент Симфонии No. 10 в исполнении Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР п/у Г. Рождественского
Действующие лица и исполнители:
1-й ведущий - Геннадий Печников
2-й ведущий - Алексей Харитонов
Отец - Всеволод Абдулов
Бачаи - Татьяна Курьянова
Общее время звучания (ADD):
CD 1 - 39:50
CD 2 - 41:53
Приключения смелого и любознательного мальчика по имени Крек из повести французского писателя д`Эрвильи происходят в послеледниковый период, в суровое и далёкое время существования общин "людей разумных". Тринадцать тысяч лет назад ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой новый рельеф местности: возникали новые озера и реки - словно огромные весенние лужи и ручьи. По этой новой открывшейся территории двинулись вдоль берегов рек наши далекие предки. Внимательно прослушав диск, можно узнать немало интересного о жизни людей в то время: об их труде, о столкновениях между отдельными общинами и племенами, о древних обычаях и верованиях. Вместе с тем центральной темой рассказа является овладение огнём.
Исторически покорение огня относится к тем, намного более отдаленным временам, когда жили питекантропы, синантропы и другие древнейшие предки человека. Археология располагает бесспорными свидетельствами в использовании огня обитателями пещеры Джоукоудянь недалеко от Пекина, остатки древнейших кострищ, найденные во многих районах Европы - в Испании, Греции, Венгрии, Италии, Франции. А в Англии и Германии найдены деревянные копья и рогатины с искусно обожжёнными наконечниками. Возраст этих свидетельств достигает 400 тысяч лет, но в Восточной Азии костры горели уже 500 тысяч лет назад. И все-таки есть в Европе место, которое долго удерживало славу первого очага в человеческой истории. Это пещера Эскаль на юге Франции, в которой огонь служил людям 750 тысяч лет назад. Но вот в 1982 году международной археологической экспедицией, работавшей в Кении близ озера Баринчо, было сделано поистине сенсационное открытие, в которое даже трудно поверить: здесь обнаружен не просто самый древнейший на земле очаг, но и обожжённые куски глины и костей, а также кремневые кресала - и всему этому полтора миллиона лет!
Огонь давал тепло и свет, отпугивал диких зверей. Приготовленная на огне пища была благотворна для человека. Огонь делал твердыми копья и рогатины. Но это ещё далеко не всё. Овладение огнем сплачивало людей, развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр, чтобы было тепло и в то же время не возник пожар. Современные исследователи связывают с освоением огня начала многих наук: химии, биологии, математики, астрономии. Возможно, что даже первые жилища люди строили не для себя, а для огня, который им было так важно защитить от дождя, ветра и снега. Великий итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи считал, что и живопись тоже была подсказана огнем, отбрасывавшим тени-изображения на стены пещер. Попавшие случайно в костер "камни", в действительности бывшие кусками медной руды, плавились - так был открыт первый металл...
Но добывать огонь люди научились намного позднее, чем его использовать. Сенсационные находки в Кении, конечно, не означают, что у всего человечества изначально был такой опыт. И тринадцать тысяч лет назад для многих древних племён способ разведения огня был неизвестен и являлся великим открытием.
На диске звучит один из самых интересных эпизодов повести, когда Крек, оставленный взрослыми сородичами поддерживать огонь, не сберёг его. Потеря огня была настоящей катастрофой для всего рода. Без огня люди были обречены на голод, холод и, очень возможно, на гибель...
Сообщающий много интересного о жизни древних людей, рассказ, записанный на диске, вместе с тем остросюжетен и полон красочных описаний.
Начинаясь в глубине Африки, несёт прозрачно-голубые воды Нил, самая длинная река в мире. На последнем, в 900 километров, отрезке пути он пересекает огромную, никогда не знающую дождя пустыню - бесконечный песок, коричневый, желтый, белый, бесплодный и сухой. Но понемногу вода в Ниле начинает прибывать, вот она уже затопила берега, из прозрачной и голубой становится мутной - зелёной, затем красной. Такие наводнения происходят сейчас, так же как много тысячелетий назад. Разливаясь, Нил орошает берега, оставляя на них темную грязь, знаменитый ил, самую плодородную в древности почву. За тысячелетия неутомимая река намыла слой ила толщиной до десяти метров. Достаточно бросить в ил зерно, и оно прорастет и даст богатый урожай. Вот так же проросло на плодородной нильской земле первое зерно человеческой цивилизации - Древний Египет. Не зря еще "отец истории" любознательный грек Геродот, посетивший Египет, назвал его "даром Нила". "...И река у них отличается иными природными свойствами, чем остальные реки", - записал он в своей "Истории". От греков же и название страны - Египет, которое в свою очередь они переняли у финикийцев, соседей египтян. Сами же египтяне называли свою страну "Чёрная земля" - в противоположность "Красной земле", пустыне.
Страна пирамид (их 67 лишь вблизи Каира!), страна загадочных изваяний - сфинксов, страна обелисков, достигающих 28-метровой высоты, страна храмов. "В этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами", - невольно признался Геродот. С тех пор о стране пирамид написаны пирамиды книг, ибо история одной из первых на земле цивилизаций интересна всему миру. И тем не менее не все загадки Древнего Египта разгаданы. Взять хотя бы так называемые колоссы Мемнона, одиноко стоящие среди песков статуи. Их возраст уже исчислялся тысячелетиями, когда одна из них напугала завоевателей Египта - римлян: на восходе солнца она испускала странные протяжные стоны. Причина возникновения этих звуков так и осталась невыясненной: может быть, их вызывал ветер, может быть, горячее солнце, раскалившее камень...
Все памятники Египта покрыты еще более загадочными письменами, напоминающими детские рисунки или орнамент, - иероглифами. В этих надписях - ключ к тайнам египетской истории. Этот ключ был найден французским ученым Жаном Франсуа Шампольоном, расшифровавшим иероглифы в 1822 году. С тех пор можно было читать древнеегипетские тексты, в том числе написанные красной и черной краской на папирусах, древнеегипетских "книгах", сворачивавшихся в свитки. Папирус - дар Нила. Он рос только в Египте. Папирусные стебли разрезали, склеивали, отбивали деревянным молотком, прессовали, просушивали. Из отдельных квадратных кусков можно было склеить "книгу" любой необходимой длины (самый длинный из найденных папирусов достигает 40,5 метров). Папирус получил в древности международное признание, на нем записаны многие шедевры греческой и римской литературы.
Писать иероглифами было очень трудно, этому долго учили в специальных школах - ведь иероглифов более семисот! Кроме того, писец должен был знать математику, иностранные языки, уметь составлять различные документы, а часто ещё и разбираться в астрономии и медицине. Конечно, многолетнее обучение, стоившее к тому же немало, было доступно только богатым. Одной из причин того, почему древние египтяне за все тысячелетия своей истории так и не попытались упростить систему своего письма, было, по-видимому, нежелание богатых делиться с бедняками образованностью. Папирусов в Египте найдено много и в то же время мало. Каждый найденный - настоящее событие в науке. Серьезный учёный может посвятить десятки лет жизни на разработку и публикацию груды обрывков, выброшенных как мусор ещё в древности. Озвученные на дске папирусы - одни из самых известных...
Ф. Михайловский
Издатель: фирма "Мелодия"