Содержание диска:
Антонио Вивальди
Концерт для виолончели с оркестром си минор, RV 424
1. 1. Allegro non molto
2. 2. Largo
3. 3. Allegro
Концерт для виолончели с оркестром ля минор, RV 421
4. 1. Allegro non troppo
5. 2. Largo
6. 3. Allegro
Луиджи Боккерини
Концерт для виолончели с оркестром си-бемоль мажор
7. 1. Allegro moderato
8. 2. Adagio non troppo
9. 3. Rondo. Allegro
Йозеф Гайдн
Концерт для виолончели с оркестром до мажор
10. 1. Moderato
11. 2. Adagio
12. 3. Allegro molto
Общее время звучания - 68:09 (ADD)
Наталья Шаховская, виолончель
Камерный оркестр
Лев Маркиз
Максим Шостакович
Записи 1971, 1973 и 1974 годов
Три эпохи виолончельного искусства - таким мог бы быть парадоксальный и вместе с тем логичный заголовок этого компакт-диска. Парадоксальный - потому что все сочинения написаны в XVIII веке. Логичный - потому что расстояние между музыкальными барокко, классицизмом и романтизмом иногда необычайно мало.
Сказанное, в первую очередь, относится к концерту Боккерини. Выдающийся исполнитель и композитор, родившийся в 1743 и умерший в 1805 году, он с двенадцати лет играл преимущественно в различных капеллах, а в 1760-е годы приобрел европейскую известность как виолончелист и автор произведений для различных составов. Слушая концерты Боккерини, понимаешь, что эта музыка написана исполнителем.
Концерт Си-бемоль мажор можно было бы назвать классическим по форме (аллегро, ария и быстрый финал в форме рондо) и, одновременно, барочным и романтическим по содержанию. Написанный в 1795 году (в это время Боккерини служил камерным композитором при дворе Кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма), концерт демонстрирует типичный поздний стиль Боккерини. Его главные характеристики - необычайно богатая орнаментика сольной партии и преимущественное использование высокого виолончельного регистра. И, если первая особенность типична для барочной музыки, то вторая - для романтической эпохи.
Концерты Антонио Вивальди - яркое выражение его стиля; в них - формальные признаки и тематические элементы, контрасты tutti (весь оркестр) и соло, знакомые по многочисленным концертам для скрипки. Как часто у Вивальди, медленные части часто интереснее в мелодическом отношении. В концерте ля-минор, например, встречаем превосходную арию для виолончели и basso continuo (при этом партию баса, наряду с клавесином, исполняет еще одна виолончель, и, таким образом, фактически образуется дуэт).
В отличие от произведения Боккерини, концерт Йозефа Гайдна - в полном смысле слова композиторский. Долгое время считавшееся утерянным, сочинение было найдено лишь в середине XX века. Авторство Гайдна не вызывает сомнений: тема сочинения приведена в каталоге, составленным самим композитором. Время написания концерта - 1760-е годы: известно, что концерт исполнял друг Гайдна Йозеф Вейгл, в ту пору служивший в капелле князя Эстерхази (как и сам Гайдн).
Концерт Гайдна - великолепная иллюстрация симфонического принципа, предполагающего выращивание тематического материала из общих исходных элементов. В частности, очевидна ритмическая общность главных тем первой и второй части. Стаккатные фигуры в теме и оркестровом сопровождении финала заставляют вспомнить и ранние сочинения (симфонии и концерты) Моцарта. В представленной записи исполняется каденция Б. Бриттена.
Михаил Сегельман
Издатель: фирма "Виста Вера"