Содержание диска:
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ля мажор, соч. 81
1. 1. Allegro ma non tanto
2. 2. Dumka. Andante con moto
3. 3. Scherzo (Furiant). Molto vivace
4. 4. Finale. Allegro
Терцет для двух скрипок и альта до мажор, соч. 74
5. 1. Introduzione. Allegro ma non troppo
6. 2. Larghetto
7. 3. Scherzo. Vivace
8. 4. Tema con variazioni. Poco adagio
Общее время звучания - 60:55 (ADD)
Святослав Рихтер, фортепиано (1-4)
Квартет имени Бородина (1-4)
Виктор Пикайзен, скрипка
Мирослав Русин, скрипка
Игорь Ойстрах, альт
Записи 1980 и 1983 (Большой зал Московской консерватории) годов
К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит фортепианный квинтет ля мажор (второй по счёту). Здесь преобладает светлое, радостное восприятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться - мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству!
Тема главной партии первой части ,лирическая, поначалу слегка затаённая, то вздымается ритмически упругой волной, то вновь возвращается в спокойное русло. Столь же широко развита и побочная партия, в основе которой словно "оминоренные" и ритмически учащённые интонации главной темы
Вторая часть озаглавлена Дворжаком "Думка" (жанр элегической пьесы, неоднократно трактованный композитором). По форме это - рондо-соната, где медленная экспозиция и реприза обрамляют оживлённый центральный раздел. Печальной настроение и повествовательный характер приближают Andante к романтической балладе
Третья часть, Скерцо, - огненный фуриант (популярнейший народный танец). Стремительно проносящиеся крайние разделы изобилуют характерными капризными перебоями метра. С этими разделами образует контраст неторопливое трио.
В финале, написанном в сонатной форме, также господствует танцевальная стихия. Вихревая главная тема и более плавная побочная сплетаются в красочном хороводе.
Терцет для двух скрипок и альта был создан Дворжаком с 7-го по 14 января 1887 года.
Первая часть написана в сложной трёхчастной форме. Характер определяет светлая главная тема, сменяющаяся тревожной перекличкой быстрых фраз.
Напевная вторая часть отличается мечтательностью. Середина трёхчастной формы своим драматизмом оттеняет крайние разделы.
Третья часть носит характер баллады с танцевальным трио.
Завершает терцет финал в форме вариаций с прихотливым сопоставлением мажорных и минорных тональностей и сменами темпов.
М.С. Друскин; И. Райскин; И. Слепнёв
Издатель: фирма "Мелодия"