Содержание диска:
1. Светик Савишна (слова М. Мусоргского)
2. Над Доном сад цветет (слова А. Кольцова)
3. Колыбельная Ерёмушке (слова Н. Некрасова)
4. Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха (слова И. Гёте в переводе А. Струговщикова)
Вокальный цикл "Песни и пляски смерти" (слова А. Голенищева-Кутузова)
5. Колыбельная
6. Серенада
7. Трепак
8. Полководец
Вокальный цикл "Без солнца" (слова А. Голенищева-Кутузова)
9. В четырёх стенах
10. Меня ты в толпе не узнала
11. Окончен праздный шумный день
12. Скучай
13. Элегия
14. Над рекой
15. Музыкальный памфлет "Раёк" (слова М. Мусоргского)
Общее время звучания - 60:53
Евгений Нестеренко, бас
Владимир Крайнев, фортепиано
Записи 1974 и 1979 годов
Программа данного диска погружает слушателя в мир вокальных шедевров одного из самых реалистичных русских композиторов Модеста Мусоргского. Прямой продолжатель Даргомыжского, обличитель деспотизма самодержавия и борец за возвышение простого народа, Мусоргский талантливо воссоздал в своих музыкальных портретах длинную вереницу ярких и разнообразных человеческих характеров. В его операх ("Борис Годунов" и "Хованщина") и многочисленных вокальных зарисовках перед нами предстают правдивые, типичные образы русского народа.
Вокальному творчеству принадлежит центральное место в музыкальном наследии композитора. Ранние романсы и песни, написанные на рубеже 50-60-х годов, впоследствии были названы Мусоргским "народными картинками". В некоторых из них композитор воплощает подмеченные им эпизоды из крестьянской жизни ("Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Озорник", "Сиротка", "Светик Савишна"), в других - высмеивает тёмные стороны действительности, используя язык музыкальной сатиры ("Семинарист", "Классик"). В более поздней сатирической вокальной сюите "Раёк" (текст) он создал истребляющие портреты музыкальных деятелей, враждебных "Могучей кучке".
В вокальном цикле "Детская" на собственные тексты Мусоргский продолжает серию бытовых зарисовок, раскрывая мир детей из городской среды. Прототипами его героев послужили дети брата Мусоргского и племянники Стасова, за жизнью которых с искренним интересом наблюдал композитор.
В 70-е годы, наиболее мрачный период жизни Мусоргского, появляется новый ряд вокальных произведений, среди которых выделяются два цикла на тексты Голенищева-Кутузова - "Без солнца" и "Песни и пляски смерти". Несмотря на общую трагическую направленность, содержание циклов различно.
"Без солнца", по сути, является размышлением композитора о собственной судьбе, личном одиночестве и страданиях. Его музыкальный язык отличается скупостью музыкальных средств и сдержанностью высказывания. На нашем сайте представлен полный текст цикла.
Цикл "Песни и пляски смерти" был задуман как ряд сюжетов, показывающих смерть самых различных по своему социальному положению людей. Мусоргский, однако, завершил всего четыре. Это уже не просто зарисовки, а настоящие музыкальные драмы. Композитор одушевляет Смерть и поручает ей роль главного действующего лица, внося фантастический элемент в произведение. Для характеристики коварного облика Смерти он использует определенные музыкальные жанры - колыбельную, серенаду, пляску и гимн-марш. Но в обрисовке Смерти эти жанры приобретают грубоватые, холодные оттенки. В "Песнях и плясках смерти" Мусоргский достигает небывалой силы выражения и психологической глубины, что позволяет считать этот цикл вершиной его камерного вокального творчества. На нашем сайте представлен полный текст цикла.
Вокальные циклы Мусоргского занимают прочное место в концертном репертуаре выдающегося певца нашего времени, чьё имя не нуждается в дополнительной характеристике - Евгения Нестеренко. В его исполнении перед нами разворачивается богатый, остроумный, бесконечно правдивый мир знаменитого русского классика.
Издатель: фирма "Мелодия"