Борис Годунов
Опера в 4-х актах с Прологом
Либретто М.П. Мусоргского по трагедии А.С. Пушкина
Оркестровая версия Н.А. Римского-Корсакова
Общее время звучания (ADD)
CD 1 - 58:49
CD 2 - 63:59
CD 3 - 52:15
Иван Петров
Владимир Ивановский
Ирина Архипова
Марк Решетин
Антон Григорьев
Тамара Сорокина
Вероника Борисенко и другие
Хор и оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Дирижёр Александр Мелик-Пашаев
Запись 1962 года
Первая редакция оперы была создана в 1869 году и отклонена оперным комитетом Мариинского театра. Во второй редакции (1871 год) опера принята к постановке - премьера 27 января 1974 года под управлением Э. Направника. В 1888 году "Борис Годунов" поставлен на сцене Большого театра, затем в Большом зале Петербургской консерватории в инструментовке Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Решающее значение в сценической истории оперы имел спектакль Частной русской оперы (Москва) с Фёдором Шаляпиным в роли Бориса в 1898 году. Опера стала ставиться на периферийных сценах (Казань, Орёл, Воронеж Саратов). В 1901 году - также с участием Шаляпина и в инструментовке Римского-Корсакова - "Борис Годунов" поставлен на сцене Большого театра. С течением времени он (наряду с "Пиковой дамой" Петра Ильича Чайковского) становится наиболее репертуарной русской оперой. По данным "Оперного словаря" Г. Бернандта к 1959 году опера была поставлена 58 раз, в том числе 34 раза вне России.
В 60-70 годы в сценической практике постановок "Бориса Годунова" оркестровка Римского-Корсакова стала уступать место оркестровке Дмитрия Шостаковича (создана в 1940 году). В последние десятилетия ХХ века театры стали возвращаться к оркестровке Мусоргского.
Наличие двух редакций оперы сыграло принципиальную роль в сценической судьбе "Бориса Годунова". Постановщикам оперы словно бы представилась возможность собирать из "кирпичиков" (сцен) "Бориса Годунова", оставленных Мусоргским в обеих редакциях, концептуально разные "постройки". В первой редакции опера состояла из семи картин: 1) двор Чудова монастыря 2) сцена коронования; 3) сцена в келье; 4) сцена в Корчме; 5) царский терем; 6) Сцена у собора Василия Блаженного и 7) сцена боярской думы и смерти Бориса. Таким образом, центральное место в оперной концепции 1-й редакции оперы занимала личность Бориса , его трагическая судьба. В процессе создания 2-й редакции оперы возникли две новые - польские - картины (значительно увеличивающие удельный вес Самозванца в опере) и появилось два новых персонажа - Марина Мнишек и папский нунций Рангони. Картин стало девять. Но самым принципиальным изменением прежней редакции явилась замена "сцены у Василия Блаженного" другой народной сценой, сценой в своей смысловой потенции жесточайшей - "сценой под Кромами", включившей в себя эпизод с Юродивым из упразднённого композитором "Василия Блаженного". И, хотя опера во 2-й редакции по-прежнему кончалась сценой смерти Бориса, логика концептуального освоения "Бориса Годунова" не смогла не привести к тому, что и произошло в её сценической практике. В зависимости от концептуальных намерений постановщиков опера заканчивается то смертью Бориса, то сценой "под Кромами".
Упраздненная было композитором народная сцена "У Василия Блаженного" как правило наличествует в постановках "Бориса Годунова". (Впервые спектакль с обеими этими народными сценами - "Блаженный" и "Кромы - был проставлен в 1927 году на сцене Большого театра.) Таким образом, эпизод с Юродивым повторяется в опере дважды, становясь неким философски обобщающим символом оперы. Остаётся добавить только, что две первые народные картины (Пролог) - отказ Бориса от венчание и его согласие "венчаться на царство" - неизбежно должны были слиться в одну, что и произошло (впервые) на сцене Мариинского театра спустя пять сезонов после первой (1874 год) премьеры "Бориса Годунова".
Ю. Димитрин
На нашем сайте представлен Текст оперы.
Издатель: фирма "Мелодия"