Содержание диска:
Русская классика
Георгий Васильевич Свиридов"Метель", музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина
1. 1. Тройка
2. 2. Вальс
3. 3. Весна и осень
4. 4. Романс
5. 5. Пастораль
6. 6. Военный марш
7. 7. Венчание
8. 8. Отзвуки вальса
9. 9. Зимняя дорога
Сергей Васильевич Рахманинов Концерт No. 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18
10. I. Moderato
11. II. Adagio sostenuto
12. III. Allegro scherzando
Сергей Сергеевич ПрокофьевСимфония No. 1 ре мажор, "Классическая", соч. 25
13. I. Allegro
14. II. Larghetto
15. III. Гавот. Non troppo allegro
16. IV. Финал. Molto vivace
Общее время звучания (ADD) - 75:07
Большой симфонический им. П.И. Чайковского (1-9)
Дирижёр Владимир Федосеев
Ван Клиберн, фортепиано (10-12)
Академический симфонический оркестр Московской филармонии (10-16)
Дирижёры: Кирилл Кондрашин (10-12); Дмитрий Китаенко (13-16)
Записи 1975 (1-9), 1963 (10-12) и 1987 (13-16) годов
Великие достижения русской музыкальной культуры в XX веке отмечены именами Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова и Сергея Прокофьева.
Георгий Свиридов родился в 1915 году в Курской губернии в городе Фатеж. В 1941 году окончил Ленинградскую консерваторию, где учился на факультете композиции у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.
Творческое наследие Свиридова включает различные жанры: музыкальные комедии, фортепианную музыку и камерно-инструментальные ансамбли, однако центральное место в его творчестве занимают вокально-хоровые работы (кантаты, песни, романсы). Наполненные глубоким содержанием, эти произведения несут в себе одновременно новаторские достижения XX века и многовековые певческие традиции русской школы. Свиридов работал также в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан") и в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.). Георгий Свиридов также является основателем музыкального жанра, который сам он назвал "музыкальной иллюстрацией". Это, прежде всего, цикл, посвящённый повести Александра Пушкина
"Метель", написанный в 1974 году. В нём композитор показал нам литературное произведение музыкальными средствами.
Первым исполнил это произведение Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева. В традициях БСО - исполнение музыки Георгия Свиридова. Бесспорно, маэстро Федосеев и музыканты его оркестра по праву считаются одними из лучших интерпретаторов музыки этого выдающегося русского композитора. Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского был организован в 1930-м году как один из первых симфонических оркестров Советского Союза, как первый оркестр отечественного радио. В 1974 году Владимир Федосеев возглавил Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского. С этого времени и по сей день он является бессменным художественным руководителем и главным дирижёром оркестра.
Выдающийся композитор, пианист-виртуоз и дирижёр,
Сергей Рахманинов родился в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии в имении Онег в 1873 году. Учиться игре на фортепиано Рахманинов начал в возрасте 4-х лет. Учился в Петербургской консерватории у В. В. Демьянского, а затем поступил в Московскую консерваторию, где по классу фортепиано учился у Н.С. Зверева и А.И. Зилоти, а по композиции - у С.И. Танеева и А.С. Аренского. Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ. Окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).
Сергей Рахманинов был величайшим пианистом ХХ столетия, крупнейшим русским дирижёром, и эта многогранность его таланта нашла отражение и в его композиторском творчестве. Так, например, в его фортепианных концертах высокий подлинный симфонизм очень органично сочетается с блестящей и тонкой пианистичностью.
Концерт No. 2 для фортепиано с оркестром до минор был написан композитором в 1900-1901 гг. Пожалуй, ни в одном произведении Рахманинова, мелодический дар композитора не раскрылся с такой щедростью, как в его втором концерте. Образы покоряют силой и искренностью вложенного в них чувства, пластичностью и выразительностью мелодики. Темы, активные, динамические либо лирические и созерцательные - по-рахманиновски взволнованы и "апассионатны".
Мировую славу американскому пианисту Ван Клиберну ( р. 1934) принесла победа на Первом Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве. Воспитанник русской фортепианной школы (Клиберн учился в классе Розины Левиной - известной пианистки, выпускницы Московской консерватории, которую она закончила практически одновременно с Рахманиновым), молодой музыкант сразу покорил русскую публику своей искренностью, вдохновенностью, редкой, истинно юношеской поэтичностью, виртуозностью и техническим совершенством. Тогда Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер назвали Ван Клиберна гениально одаренным пианистом, а Генрих Нейгауз сказал о нем: "Мне представляется (и думаю, что это не только моё личное ощущение), что он - самый настоящий яркий последователь Рахманинова, испытавший с детских лет все очарование и поистине демоническое влияние игры великого русского пианиста".
Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина блестяще передает мелодические разливы и оркестровую палитру концерта Рахманинова.
Один из самых ярких композиторов ХХ века, Сергей Прокофьев, родился в селе Сонцовка на Украине в 1891 году. С 1902 начал изучать композицию под руководством Р.М. Глиэра. Окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году как композитор, а в 1914 - как пианист. В консерватории Прокофьев обучался инструментовке у Н.А. Римского-Корсакова, а композиции - в классе А.К. Лядова.
Музыку Прокофьева отличает сюжетное и жанровое многообразие. В его композиторском наследии наряду с оперой и балетом, где в наибольшей степени проявилось новаторство композитора, значительное место занимает симфоническая и камерная музыка.
Хотя творчество Прокофьева невозможно отнести к какому-либо одному стилю, многие считают его неоклассиком. Действительно, во многих его произведениях мы сталкиваемся со стилизацией. Так например, к неоклассическому стилю можно отнести один из шедевров раннего Прокофьева, образец "новой простоты" - его Первую "Классическую" симфонию, написанную в 1917 году. Симфония построена по строгим законам классического симфонизма. В этой симфонии чувствуется близость к ясному, отточенному и элегантному стилю Йозефа Гайдна. При этом, Прокофьев оставляет за собой право "похулиганить", раскрашивая свою симфонию шутливыми штрихами в оркестре, неожиданными модуляциями, а также юмористическими акцентами и синкопами. Музыка симфонии обаятельная, светлая и жизнерадостная. Первое исполнение симфонии состоялось под управлением автора уже после революции, в 1918 году.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии по праву занимает одно из ведущих мест в мире симфонической музыки и входит в топ-лист лучших коллективов Москвы. Оркестр был создан в 1951 году при Всесоюзном Радиокомитете, а в апреле 1953 года вошел в штат Московской филармонии, став её "визитной карточкой". Оркестр Московской филармонии развивает великолепные русские симфонические традиции.
Издатель: фирма "Мелодия"