Содержание диска:
Шехерезада. Симфоническая сюита
1. 1. Largo maestoso. Allegro non troppo
2. 2. Lento. Andantino
3. 3. Andantino quasi allegretto
4. 4. Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Vivo. Allegro non troppo e maestro. Lento
Испанское каприччио
5. 1. Alborada. Vivo e strepitoso
6. 2. Variazioni. Andante con moto
7. 3. Alborada. Vivo e strepitoso
8. 4. Scena e canto gitano. Allegretto
9. 5. Fandango asturiano
10. Три чуда из оперы "Сказка о царе Салтане"
Общее время звучания - 73:41 (DDD)
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижёр Владимир Федосеев
Запись из Большого зала Московской консерватории 28.11.2003 года
Римский-Корсаков был поэтом оркестра; его оркестровое мастерство, изобретательность в сочетании и контрасте красок-тембров столь велики, что сами по себе являются искусством. «В партитурах Римского-Корсакова никогда не возникает ни малейших сомнений относительно «метерологической» картины, которую должна нарисовать музыка. Если это метель, то кажется, будто снежинки танцуют, вырываясь (...) со скрипичных струн; когда солнце высоко, все инструменты ослепляют почти огненным блеском; если это вода, то вы слышите в оркестре, как струятся и разлетаются брызгами волны (...)». Рискнем продолжить высказывание Сергея Рахманинова: бурное море, в котором разбивается Синбадов корабль («Шехеразада», четвертая часть, удар там-тама); сладкие речи Шехеразады (скрипка соло) - эти и другие звуковые образы словно стремятся преодолеть сами границы музыки, стать визуальным феноменом.
Общее в «Испанском каприччио» и «Шехеразаде» - сюитность. «Каприччио» - череда танцев: возвращение материала первой части в третьей и пятой (финале) придают общей структуре рондообразные черты. В «Шехеразаде» гораздо сильнее фактор сонатности: это касается и формы отдельных частей (три из четырех - сонатны), и общего плана композиции (в последней части обобщается материал всего произведения), и, главное, - постепенного «выращивания» всей концепции из сравнительно немногочисленных тематических элементов.
Известные подзаголовки частей «Шехеразады» («Программою, которой я руководствовался, (...) были отдельные, не связанные друг с другом картины из «Тысячи и одной ночи» (...): море и Синбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича, Царевич и Царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»,- Римский-Корсаков, «Летописи моей музыкальной жизни») существовали в первом издании, но впоследствии были сняты композитором. Он также предостерегал от чрезмерных поисков связей лейтмотивов с одними и теми же поэтическими идеями: «Являясь каждый раз при различном освещении, (...) те же самые мотивы и темы соответствуют всякий раз различным образам, действиям и картинам».
«Три чуда» - известнейшая симфоническая картина, представляющая собой антракт-вступление к последней, шестой картине оперы «Сказка о царе Салтане» (написана в 1899 - 1900, поставлена в 1900 в Русской частной опере Саввы Мамонтова). В ней собраны музыкальные темы, относящиеся к сказочному городу Леденцу и появляющиеся по отдельности в разные моменты оперы. Собственно, чудес не три а четыре: Белочка, тридцать три богатыря и дядька Черномор, Царевна-Лебедь и город Леденец. Картине предпослан эпиграф (по Пушкину): «Град на острове стоит, Остров на море лежит». Замечательно, что чудеса у Римского-Корсакова - именно русские чудеса: тема Белочки заимствована из народной песни «Во саду ли, в огороде»; тема Царевны-Лебеди - из песни «На море утушка ...».
Михаил Сегельман
Издатель: фирма "Виста Вера"