Содержание диска:
Время, вперёд!,
сюита из музыки к кинофильму
1. Уральский напев
2. Частушка
3. Марш
4. Маленький фокстрот
5. Ночь
6. Время, вперёд!
Курские песни (слова народные)
7. Зелёный дубок
8. Воспой, жавороночек
9. В городе звоны звонят
10. Ой, горе, горе
11 Купил Ванька себе косу
12. Соловей мой смутный
13. За речкой, за быстрой
Ладога (слова народные)
14. За рекою
15. На зелёной, на лужайке
16. Что весной на родине
17. Полюбила Юрочку
18. Борода
Деревянная Русь, маленькая кантата для тенора, мужского хора и оркестра
Стихи Сергея Есенина
19. Прощай, родная пуща
20. Топи да болота
21. Я странник убогий
22. Не ищи меня ты в боге
Снег идёт, маленькая кантатаСтихи Бориса Пастернака
23. Снег идёт
24. Душа
25. Ночь
Общее время звучания - 66:15 (ADD)
Большой симфонический оркестр Гостелерадио СССР
Дирижёр Владимир Федосеев
Московский камерный хор, инструментальный ансамбль
Дирижёр Владимир Минин
Алексей Масленников, тенор
Государственная русская хоровая капелла
Художественный руководитель Александр Юрлов
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио
Дирижёр Геннадий Рождественский
Московская капелла мальчиков при институте им. Гнесиных
Художественный руководитель Вадим Судаков
Записи 1968, 1970, 1971 и 1990 годов
"Время, вперёд!" - сюита из музыки к фильму режиссёра Михаила Швейцера по одноимённому роману Валентина Катаева написана Георгием Свиридовым в 1965 году. Из шести частей сюиты исключительную популярность снискала финальная часть - "Время, вперёд!", использованная в целом ряде других кинофильмов, в теле- и радиопередачах. Эта яркая находка композитора соединяет в себе стремительность и мощь действительно может служить символом нашего времени.
"Курские песни" - кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, сочинение, по типу своей драматургии близкое вокальным циклам Свиридова и его ораториальным поэмам. Большинство песен, образующих кантату, объединены древним звукорядом из четырёх целых тонов, придающих музыке своеобразное звучание. Свиридов оригинально решает проблему гармонизации мелодий, обладающих столь необходимым ладовым колоритом. Нередко он сосредоточивает всю выразительность в мелодии, сводя её к строгому одноголосию на фоне одиноко тянущегося басового тона ("В городе звоны звонят") или красочных аккордов, возникающих их тех же четырёх хвуков, расположенных в разных регистрах. Но и когда Свиридов, казалось бы, традиционно сопровождает одно- двух голосную мелодию аккордовым аккомпанементом ("Ой горе, горе"), он и здесь выделяет некую первооснову ладовых соотношений: "устой и "неустой" - последний мягкий, без обострённых тяготений, подчёркивающий чисто русский характер музыкального образа.
Поразительной красотой отличается партитура "Курских песен". Свиридов любит сочетать тихие, прозрачные звучания струнных со звенящими - арфой, челестой. Композитор любит контрастное чередование оркестровых средств. В каждой песне он использует определённые тембровые краски, которые господствуют на её протяжении, а с начала следующей песни сразу, мгновенным сдвигом вводит другие инструменты. Лаконичность и точность каждого приёма, каждого штриха свойственны как оркестровке "Курских песен", так и их мелодике, хоровой фактуре ладо-гармоническим краскам - всё находится в полном равновесии, свидетельствуя о высоком мастерстве художника.
Все четыре части кантаты для тенора, мужского хора и симфонического оркестра
"Деревянная Русь" (на стихи Сергея Есенина) исполняются без перерыва. Музыкальный язык этой маленькой поэмы свеж и самобытен. С первых же фраз узнаётся специфически свиридовская интонация, его излюбленные ладо-гармонические и мелодические обороты (на нашем сайте представлен
текст кантаты).
"Снег идёт" - маленькая кантата на слова Бориса Пастернака - написана для женского и детского хора в сопровождении камерного оркестра. В первой части музыка своим завораживающим движением словно символизирует безостановочный ход времени. Вторая - это скорбная песнь о горечи потери, о невозвратимых утратах и о памяти, которая хранит прошлое. В третьей части кристальная чистота и ясность детских голосов, просветлённое звучание струнных, флейты-пикколо и колокольчиков передают какую-то "звёздную" высоту (на нашем сайте представлен
текст кантаты).
Издатель: фирма "Мелодия"