Содержание дисков:
CD 1
1. String Quartet Movement си-бемоль мажор
Adagio misterioso - Allegro con moto
Струнный квартет No. 1, соч. 11 ре мажор
2. 1. Moderato e semplice
3. 2. Adante cantabile
4. 3. Scherzo. Allegro non tanto e con fuoco
5. 4. Finale. Allegro giusto
Струнный квартет No. 2, соч. 22 фа мажор
6. 1. Adagio - Moderato assai
7. 2. Scherzo. Allegro giusto
8. 3. Andante ma non tanto
9. 4. Finale. Allegro con moto
CD 2
Струнный квартет No. 3, соч. 30 ми бемоль минор
1. 1. Andante sostenuto - Allegro moderato
2.2. Allegretto vivo e scherzando
3. 3. Andante funebre e doloroso ma con moto
4. 4. Finale. Allegro non troppo e risoluto
Воспоминание о Флоренции, соч. 70, ре минор
5. 1. Allegro con spirito
6. 2. Adagio cantabile e con moto
7. 3. Allegretto moderato
8. 4. Allegro vivace
Общее время звучания (ADD)
CD 1 - 75:39
CD 2 - 69:56
Квартет имени Бородина:
Ростислав Дубинский, скрипка
Ярослав Александров, скрипка
Дмитрий Шебалин, альт
Валентин Берлинский, виолончель
при участии:
Мстислав Ростропович, вторая виолончель
Генрих Талалян, вторая скрипка
Записи 1952 - 1965 годов
Струнный квартет No. 1
Первая часть квартета отличается светлым настроением.
В квартетной обработке песня, ставшая основной темой второй части - Andante cantabile (си-бемоль мажор) - претерпела существенные изменения, обрела присущие Чайковскому черты проникновенного лиризма, душевной чистоты, а по благородству и возвышенности чувств является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора.
Небольшая третья часть - Скерцо - исполнена внутренней силы и энергии.
Финал - Allegro giusto - заключает развернутую циклическую композицию. Для него характерны интенсивная разработка тем, приподнятый тонус высказывания. "Огненной" кодой завершается это замечательное, вошедшее в мировую квартетную классику произведение П.И. Чайковского.
Первый квартет Чайковского имел большой успех в России и за рубежом ещё при жизни Чайковского. Он сразу стал широко популярен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Европе. Быстро обретенная популярность этого сочинения во многом связана со второй частью цикла - знаменитым Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом "Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком". Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии.
Секстет "Воспоминание о Флоренции"Секстет принадлежит в творческом наследии Чайковского к той примечательной группе сочинений, которая связана с тем, что композитор писал музыку, посвящая её местам своего пребывания, которые как-то особенно вошли в его жизнь, которые были ему сердечно дороги. Одним из таких мест была Флоренция, место, где Чайковский неоднократно бывал, где он с интересом знакомился с красотами итальянских памятников, итальянских пейзажей, где ему очень хорошо работалось.
Последним пребыванием во Флоренции стала весна 1890 года, когда Чайковский в небывало короткие сроки, всего за 44 дня написал в эскизах свое любимое детище - оперу
"Пиковая дама". Завершив оперу и перевернув последнюю страницу эскизов, Чайковский делает наброски и помечает: "Секстет".
Со временем выбора жанра сочинения, которое должно было быть посвящено Флоренции, в жизни Чайковского совпали и другие значительные события. Так, в ответ на избрание почетным членом Петербургского общества камерной музыки, Чайковский пишет председателю этого общества К.К. Альбрехту: "Я даю Вам положительнейшее обещание написать и посвятить обществу какое-либо произведение камерной музыки". А в середине июня 1887 года композитор сообщает тому же адресату, что обещанным сочинением будет струнный секстет. В своем письме (от 15 июня 1890 г.) он признается М.И. Чайковскому: "Пишу с невероятной натугой, меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно".
История написания секстета дает красноречивое представление о том, насколько взыскательным и требовательным был П.И. Чайковский к своему творчеству. Практически закончив уже работу над сочинением, он всё ещё сомневается в успешной реализации своего замысла. Создав произведение в новом для себя жанре, Чайковский стремится как можно скорее прослушать его. "Печатать я не буду до тех пор, - пишет он К.К. Альбрехту, - пока Вы с Вашей компанией его не выучите и не исправите мне всё, что будет неудобно, нехорошо, незвучно ... Только тогда, услышавши его в Вашем исполнении и приняв во внимание все Ваши поправки и советы, я подвергну секстет исправлению и отдам его гравировать ... Ведь это мой первый опыт выйти из рамок квартета".
В ноябре 1890 года Секстет был исполнен в Петербурге у Чайковского, в номере гостиницы "Россия" ... После прослушивания Чайковский разочаровался в своем новом сочинении и тут же решил основательно переделать третью и четвертую части. Эта работа велась с большими перерывами и свое намерение автору удалось осуществить лишь в январе 1892 года. Официальная премьера состоялась 24 ноября 1892 года в четвертом собрании Петербургского отделения Русского музыкального общества.
Весьма интересны мысли Чайковского, касающиеся некоторых вопросов, связанных с исполнением Секстета. Так, относительно трактовки медленной части композитор пишет: "Вторая часть хоть и названа мной adagio (ибо четверть здесь не скорее 5/8; а это, по моему, уже не Andante, и тянуть её никоим образом не следует. Средняя часть этого adagio, там, где написано, вероятно, molto piu mosso (я не помню) должна быть исполнена с самым невероятным р р р р ; она должна промелькнуть, как отдаленная зарница. Первую часть нужно играть с большим огнем и увлечением. Вторую певуче. Третью шутливо. Четвертую весело, задорно".
В первой части (Allegro con spirito) энергично-напористая, радостно оживлённая главная тема уже с первых тактов определяет импульс её развития, эмоциональный тонус. Слышатся аналогии с музыкой "Пиковой дамы", что объясняется историей создания секстета. Интересна вальсовость ритмики в лиричной, несколько "романсовой" побочной теме, на фоне "гитарного" аккомпанемента и шутливо-озорных реплик. Полный состав ансамбля звучит порой прозрачно и легко, а в динамически напряженных эпизодах достигает поистине оркестральной яркости тона.
Вторая часть - Adagio cantabile con moto, - напоминает музыку балетных Adagio Чайковского. В среднем разделе части властвуют сказочно-фантастические образы. Вторая часть - одна из самых ярких и вдохновенных страниц в камерно-инструментальном творчестве П.И. Чайковского.
Третья часть (Allegretto moderato,) отличается светлым мироощущением, игривым настроением. Средний раздел отмечен жанровостью, скерцозным характером.
Задорно плясовая тема финала (Allegro vivace) пронизана безудержным весельем, радостным ликованием. Поражает широта динамических градаций - от р р р до f f f. В целом музыка секстета - это действительно воспоминание о Флоренции и обо всем том, что пережито Чайковским в этом городе.
П.Е. Вайдман
Издатель: фирма "Мелодия"