Содержание дисков:
Пётр Ильич Чайковский. Романсы
CD 1 1. Средь шумного бала, соч. 38 No. 3 (А. Толстой)
2. Нам звезды кроткие, соч. 60 No. 12 (А. Плещеев)
3.
Ночь, соч. 73 No. 2 (Д. Ратгауз)
4. Моя баловница, соч. 27 No. 6 (Л. Мей)
5. Страшная минута, соч. 28 No. 6 (П. Чайковский)
6. Серенада Дон Жуана, соч. 38 No. 1 (А. Толстой)
7. Слёзы, соч. 65 No. 5 (А. Бланшкотт, пер. А. Горчаковой)
8. Погоди, соч.16 No. 2 (Н. Греков)
9. Нет, только тот, кто знал, соч. 6 No. 6 (Л. Мей из В. Гете)
10. Али мать меня рожала, соч. 27 No. 5 (Л. Мей из А. Мицкевича)
11. Разочарование, соч. 65 No. 2 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой)
12. Подвиг, соч. 60 No. 11 (А. Хомяков)
13. Закатилось солнце, соч. 73 No. 4 (Д. Ратгауз)
14. Колыбельная песня в бурю, соч. 54 (А. Плещеев)
15. Серенада, соч. 65 No. 1 (Э. Тюркети, пер. А. Горчаковой)
16. Соловей, соч. 60 No. 4 (А. Пушкин)
17. Песнь цыганки, соч. 60 No. 7 (Я. Полонский)
18. Скажи, о чём в тени, соч.57 No. 1 (В. Соллогуб)
19. Мы сидели с тобой, соч. 73 No. 1 (Д. Ратгауз)
20. То было раннею весной, соч. 38 No. 2 (А. Толстой)
Общее время звучания - 61:43 (ADD)
Н. Фомина, сопрано; А. Покровский, фортепиано (8, 10)
Е. Образцова, меццо-сопрано; В. Чачава, фортепиано (13, 17)
И. Архипова, меццо-сопрано; И. Гусельников, фортепиано (3, 7, 11, 15, 19)
М. Магомаев, баритон; Б. Абрамович, фортепиано (1, 6, 20)
Ю. Мазурок, баритон; А. Афанасьева, фортепиано (4)
С. Лемешев, тенор; Б. Козель, фортепиано (14, 18)
Е. Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано (2, 5, 9, 12, 16)
Записи 1963 (14, 18); 1972 (1, 6, 20); 1978 (3, 4, 7, 8, 10, 11, 15, 19); 1979 (13, 17); 1991 (2, 5, 9, 12, 16) годов
CD 2 1. Благословляю вас, леса, соч. 47 No. 5 (А. Толстой)
2. Чаровница, соч. 65 No. 6 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой)
3. На нивы желтые, соч. 57 No. 2 (А. Толстой)
4. Он так меня любил, соч. 28 No. 4 (А. Апухтин)
5. Уж гасли в комнатах огни, соч. 63 No. 5 (К. Романов)
6. Растворил я окно, соч. 63 No. 2 (К. Романов)
7. Средь мрачных дней, соч. 73 No. 5 (Д. Ратгауз)
8. Забыть так скоро, соч. 1870 г. (А. Апухтин)
9. Усни, печальный друг, соч. 47 No. 4 (А. Толстой)
10. Пускай зима... соч. 65 No. 4 (П. Коллен, пер. А.Горчаковой)
11. Снова, как прежде, соч. 73 No. 6 (Д. Ратгауз)
12. Я ли в поле да не травушка была, соч. 47 No. 7 (И. Суриков)
13. Слеза дрожит, соч. 6 No. 4 (А. Толстой)
14. Хотел бы в единое слово, соч. 1875 (Л. Мей из Г. Гейне)
15. Серенада ("В ярком свете зари"), соч. 65 No. 3 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой)
16. Зачем?, соч. 28 No. 3 (Л. Мей)
17. Примиренье, соч. 25 No. 1 (Н. Щербина)
18. Пойми хоть раз, соч. 16 No. 3 (А.Фет)
19. День ли царит, соч. 47 No. 6 (А. Апухтин)
Общее время звучания - 60:25 (ADD)
Н. Фомина, сопрано; А. Покровский, фортепиано (4)
Е. Образцова, меццо-сопрано; В. Чачава, фортепиано (5, 12, 17)
И. Архипова, меццо-сопрано; И. Гусельников, фортепиано (2, 7, 10, 15)
М. Магомаев, баритон; Б. Абрамович, фортепиано (1, 14, 19)
Ю. Мазурок, баритон; А. Афанасьева, фортепиано (9, 13)
С. Лемешев, тенор; Б. Козель, фортепиано (8, 16)
Е. Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано (3, 6, 11, 18)
Записи 1963 (8, 16); 1972 (1, 14, 19); 1978 (2, 4, 7, 9, 10, 13, 15); 1979 (5, 12, 17); 1991 (3, 6, 11 18) годов
Романсы П.И. Чайковского - это небольшие поэмы, сущность которых далеко не исчерпывается личными настроениями. Близкие каждому, эти трогательные и искренние страницы творчества композитора проникнуты философией жизни. Безыскусственность музыкального языка, эстетическое совершенство формы, разнообразие и оригинальность мелодий, богатство аккомпанемента, зачастую самостоятельного по своему художественному значению, сливаясь воедино, составляют романсовый стиль Чайковского.
Композитор сочинял романсы и песни на протяжении всего своего творческого пути. Песня питает собой все остальные жанры музыки Чайковского. Песенная стихия составляет самую суть музыки композитора, в то время как романс является её непосредственным выражением. Многие арии и кантилены - родные сестры романсов. Нередко мелодические элементы, звучавшие ранее в романсах, появляются в операх и симфонических произведениях Чайковского.
Чайковский сочинил свыше 100 романсов, многие из которых написаны на стихи Ф.И. Тютчева, Л.А. Мея, А.Н. Апухтина, Д.М. Ратгауза. С поэтом А.Н. Плещеевым, чьи стихи неоднократно использовались композитором в его романсовом творчестве, Чайковский был знаком лично - оба были членами Артистического кружка. Несколько романсов написаны на стихи А.К. Толстого, лиричность и музыкальность которых покорили композитора. Ещё ряд романсов написаны на стихи А.А. Фета. "Считаю его поэтом абсолютно гениальным..., - писал Пётр Чайковский, - Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена".
Композитор стремился охватить самые разнообразные песенные жанры своего времени. В его творчестве наряду с чистой лирикой возвышенного склада присутствует подлинный драматизм, народные напевы чередуются с вальсами, а торжественные гимны уступают место бытовым песенкам.
Ранние романсы (соч. 6), написанные в ноябре-декабре 1869 года, проникнуты возвышенной любовной лирикой. При этом их переполняет разнообразный мир чувств: радость и боль, величавость и порхающее веселье, глубокая меланхолия и собранность эмоций, а также лаконизм и безошибочная направленность выразительных средств. В этих романсах обозначилось свойственное Чайковскому сочетание напевной, естественной мелодии с подчас сложным, художественно-самостоятельным аккомпанементом. Большой мелодической выразительности композитор достигал в пределах малых интервалов. Уже в начале 70-х годов возникли более разнообразные сказочные и мифологические сюжетные линии. На протяжении всей жизни Чайковский черпал музыкальный материал в окружающей его среде. В романсах слышны интонации русской и украинской протяжной песни, итальянской серенады и цыганского романса.
Уже в ранних романсах Чайковского появляются признаки симфонизма. Это качество проявляется не только в особой интенсивности мелодий и развитых формах сопровождения, но и в большой образности и действенности музыки, её драматической силе, превращая многие произведения этого рода в маленькие драмы инструментально-вокального склада.
Романсы Чайковского, представленные на дисках, звучат в исполнении выдающихся вокалистов России - Сергея Лемешева, Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Нины Фоминой, Юрия Мазурка и Муслима Магомаева.
Издатель: фирма "Мелодия"