Содержание дисков:
Пётр Ильи Чайковский
Иоланта. Лирическая опера в одном действии
Либретто Модеста Чайковского по драме Генриха Герца "Дочь короля Рене"
CD 1 1. Интродукция
2. No. 1. Сцена и ариозо Иоланты
"Мой птенчик, Иоланта, ты устала?"
(Марта, Бригитта, Лаура, хор прислужниц)
3. "Отчего это прежде не знала"
(Иоланта)
4. No. 2. Сцена и хор
"Полно, не надо, родная, попусту душу томить!"
(Марта, Бригитта, Лаура)
"Вот тебе лютики, вот васильки"
(Хор прислужниц)
5. No. 3. Сцена и хор
"Бригитта, это ты?"
(Иоланта, Бригитта, Лаура, Марта)
6. "Спи, пусть ангелы крылами навевают сны"
(Бригитта, Лаура, Марта, хор прислужниц)
7. No. 4. Сцена и ариозо короля Рене
"Призывный рог... Кто этот гость нежданный?"
(Бертран, Альмерик, Марта, король Рене, Эбн-Хакиа)
8. "Господь мой, если грешен я"
(Король Рене)
9. No. 5. Сцена и монолог Эбн-Хакиа
"Твое лицо бесстрастно, неприветно"
(Король Рене, Эбн-Хакиа)
10. "Два мира: плотский и духовный"
(Эбн-Хакиа)
11. "О, Боже мой! Ужели до сих пор я ошибался?"
(Король Рене, Эбн-Хакиа)
12. No. 6. Сцена и ария Роберта
"Не торопись, здесь так темно"
(Роберт, Водемон)
13. "Кто может сравниться с Матильдой моей"
14. Романс Водемона
"Нет! Чары ласк красы мятежной"
CD 2 1. No. 7. Сцена и дуэт
"Однако, где же мы?"
(Водемон, Роберт, Иоланта)
2. "Вы мне предстали, как виденье"
(Водемон, Иоланта)
3. "Твое молчанье непонятно"
(Водемон, Иоланта)
4. "Чудный первенец творенья"
(Водемон, Иоланата)
5. No. 8. Сцена
"Иоланта! Иоланта!"
(Иоланта, Бригитта, Лаура, Марта, король Рене, Водемон, Альмерик, Эбн-Хакиа, Бертран, хор прислужниц)
6. "Нет! Назови мученья, страданья, боль..."
(Иоланта, Водемон, Бригитта, Лаура, Марта, король Рене, Альмерик, Эбн-Хакиа, Бертран, хор прислужниц)
7. No. 9. Финал
"Прости меня, я обманул тебя"
(Король Рене, Иоланта, Бригитта, Лаура, Марта, Водемон, Альмерик, Эбн-Хакиа, Бертран, хор прислужниц)
8. "Готфрид, я выручать тебя явился!"
(Роберт, король Рене, Иоланта, Бригитта, Лаура, Марта, Водемон, Альмерик, Эбн-Хакиа, Бертран, хор прислужниц, хор свиты Роберта)
9. "Иоланта видит свет!" (все)
10. "О купол неба лучезарный!" (Иоланта, все)
Общее время звучания:
CD 1 - 45:55
CD 2 - 43:50
Солисты, хор и оркестр Большого театра СССР
Хормейстеры: Станислав Гусев, Александр Рыбнов
Дирижёр Марк Эрмлер
Действующие лица и исполнители:Рене, король Прованса - Евгений Нестеренко, бас
Роберт, герцог Бургундский - Юрий Мазурок, баритон
Водемон, граф, бургундский рыцарь - Владимир Атлантов, тенор
Эбн-Хакиа, мавританский врач - Владимир Валайтис, баритон
Альмерик, оруженосец короля Рене - Александр Архипов, тенор
Бертран, привратник дворца - Валерий Ярославцев, бас
Иоланта, дочь короля Рене - Тамара Сорокина, сопрано
Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты - Нина Григорьева, контральто
Бригитта, подруга Иоланты - Клара Кадинская, сопрано
Лаура, подруга Иоланты - Лариса Никитина, меццо-сопрано
Запись 1976 года
"Восемь лет назад я прочитал драму датского писателя Генриха Герца под названием "Дочь короля Рене". Сюжет этот очаровал меня своей поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов. Я тогда же дал себе слово когда-нибудь положить его на музыку. Вследствие различных препятствий, лишь в прошлом году я смог осуществить свое решение", - рассказывал П.И. Чайковский представителям журнала "Петербургская жизнь" в 1892 году.
Написать оперное либретто композитор доверил своему брату Модесту Чайковскому. Первое представление состоялось в Петербурге на сцене Мариинского театра под управлением Э. Направника 6 декабря 1892 года.
В опере нет ни одного отрицательного персонажа; вся драматургия сочинения завязана на слепоте прекрасной молодой девушки, не осознающей своей убогости. Её состояние приносит боль и страдания любящему отцу, верным подругам, влюбленному рыцарю. Узловым моментом композиции является монолог врача Эбн-Хакиа: Иоланта может прозреть, если узнает о своей беде и всей душой пожелает исцеления. Таким образом, содержание оперы имело сильную христианскую направленность и проводило аллегорию между физическим и духовным исцелением человека.
Запись "Иоланты", осуществленная коллективом Большого театра в 1976 году под управлением Марка Эрмлера, имеет ряд неоценимых преимуществ. Во-первых, она отличается великолепным исполнительским составом, выделяются мужские персонажи - В. Атлантов, Е. Нестеренко, Ю. Мазурок. Прекрасно бархатное меццо-сопрано Н. Григорьевой. Отчётливо прослушиваются инструментальные голоса. А главное, в оркестре царит атмосфера удивительной слаженности и согласия, которая была неотъемлемой характеристикой коллектива Большого театра СССР и, к сожалению, оказалась утраченной в последние десятилетия ...
На нашем сайте представлен полный
текст оперы.
Издатель: фирма "Мелодия"