Содержание дисков:
Н.А. Римский-Корсаков. Золотой петушок. Небылица в лицах, опера в трёх действиях (с введением и заключением). Либретто Владимира Ивановича Бельского по сказке Александра Сергеевича Пушкина
CD 1
Введение.
1. Я колдун. Наукой тайной дан мне дар необычайный (Звездочёт)
Действие I
2. Я вас здесь затем созвал (Додон)
3. Ночь всю думал до зари (Гвидон, Додон, бояре)
4. Наше доблестное войско (Афрон, бояре, Додон, Полкан, Гвидон)
5. Славен будь, великий царь! (Додон, бояре, голос Петушка)
6. Просто чудо! Просто диво! (Бояре, Додон)
7. Мудрецам дары не лестны (Звездочёт, Додон)
8. Кирики! кирикуку! Царствуй, лёжа на боку! (Голос Петушка, Додон, Амелфа)
9. Кирики! кирикуку! Царствуй, лёжа на боку! (Голос Петушка, стража, Амелфа)
10. Кирики! кирикуку! Берегись, будь на чеку! (Голос Петушка, народ, Полкан, Додон)
11. Ну, ребятушки, война! Дорогие сыновья (Додон, Афрон, Гвидон)
12. Кирики! кирикуку! Царствуй, лёжа на боку! (Голос Петушка, Додон, Амелфа)
13. В бане грустный царь сидит (Амелфа, Додон, стража)
14. Кирики! кирикуку! Берегись, будь на чеку! (Голос Петушка, Додон)
Действие II
15. Шепчет страхи ночь немая (Ратники)
16. Что за страшная картина! (Додон, Полкан, ратники)
17. Батюшки, шатёр! (Додон, Полкан, ратники)
CD 2
Действие II (продолжение)
1. Ответь мне, зоркое светило (Шемаханская царица, Додон)
2. В своей воле я девица, Шемаханская царица (Шемаханская царица, Додон)
3. Воздух стал какой-то пьяный (Шемаханская царица, Додон)
4. Сброшу чопорные ткани (Шемаханская царица, Додон)
5. Ах, увянет скоро младость (Шемаханская царица, Додон)
6. Если кто любить способен (Шемаханская царица, Додон)
7. Между морем и небом (Шемаханская царица)
8. Ах, зачем и вспоминать (Шемаханская царица, Додон)
9. Перестань плакать, радуйся, девица (Додон, Шемаханская царица)
10. Выплываю я сначала (Шемаханская царица)
11. Я, бубном зазвеня, от тебя неслышно, гибко ускользаю (Шемаханская царица)
12. Погоди! Нет больше сил (Додон)
13. Сёстры, кто хромает рядом с лучезарною красою? (Рабыни царицы)
Действие III
14. Страшно, братики! (Народ)
15. Едут. Прыгайте козлом, да вертитесь колесом (Амелфа)
16. Верные твои холопы (Народ)
17. Эй, кто там в шапке белой (Шемаханская царица, Додон, Звездочёт)
18. Тьфу ты, пропасть! (Додон, Звездочёт, Шемаханская царица)
19. Где же царица-то (Народ)
Заключение
20. Вот чем кончилася сказка (Звездочёт)
Общее время звучания (ADD):
CD 1 - 57:42
CD 2 - 65:06
Действующие лица и исполнители:
Царь Додон - Евгений Евгеньевич Нестеренко, бас
Царевич Гвидон - Вячеслав Игоревич Войнаровский, тенор
Царевич Афрон - Владимир Николаевич Свистов, баритон
Воевода Полкан - Алексей Владимирович Мочалов, бас
Ключница Амелфа - Раиса Васильевна Котова, контральто
Звездочёт - Борис Николаевич Тархов, тенор-альтино
Шемаханская царица - Елена Васильевна Устинова, колоратурное сопрано
Золотой петушок - Ольга Анатольевна Шалаева, сопрано
Академический Большой хор Всесоюзного Радио и Телевидения.
Хормейстер Святослав Игоревич Иванов
Художественный руководитель Людмила Владимировна Ермакова
Академический симфонический оркестр Московской Государственной филармонии
Художественный руководитель и дирижёр Дмитрий Георгиевич Китаенко
Запись 1987 года
События января 1905 года тяжёлым вихрем ворвались в русскую жизнь, проложив глубокий, страшный след в душе русского народа. Не прошли они и мимо великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, проживающего в самом сердце происходящих волнений - Петербурге. Когда отголоски кровавого воскресенья достигли консерватории, и студенты потребовали исключения корнетиста, участвующего в разгоне демонстрантов, Римский-Корсаков поддержал учащихся в борьбе с неприступной дирекцией, разгонявшей студенческие сходки и прибегнувшей к арестам бастующей молодежи. В качестве протеста композитор написал открытое письмо, напечатанное в газете Русские ведомости, обращённое к общественному мнению страны. За это письмо он был немедленно уволен из консерватории.
Революционными настроениями проникнута последняя опера Римского-Корсакова "Золотой петушок". Она завершает плеяду произведений ("Сказка о царе Салтане", "Кащей бессмертный"), содержащих сатиру на самодержавие. В "Золотом петушке" Римский-Корсаков поставил себе целью: "Додона осрамить окончательно" (Из письма к М.О. Штейнбергу). Заслуга либреттиста В. Бельского состоит не только в том, что он развил политические и сатирические мотивы, очевидные в пушкинской сказке, но и дописал собственные сцены, талантливо почувствовав поэтический стиль Пушкина. Он также ввёл новые литературные образы - воеводы Полкана, ключницы Амелфы и двух сыновей Додона. Текст второго действия оперы почти полностью принадлежит Бельскому, и именно благодаря ему Шемаханская царица получила столь развернутую характеристику.
Структура "Золотого петушка" сильно отличается от опер периода творческого становления. Здесь нет привычного разделения на сцены, нет и законченных номеров (арий, речитативов и т.д.). Музыка развивается непрерывно, и только в напевной партии Шемаханской царицы можно более явно почувствовать деление на ариозные эпизоды.
Основной музыкальный конфликт заложен в противостоянии двух миров - царства Додона и волшебно-фантастического мира Шемаханской царицы, Звездочёта и Петушка. В то время как Додон и его поданные обрисованы нарочито грубоватыми музыкальными красками, основанными на русских народных оборотах, попевках, ритмах, фантастические образы воплощены в изысканных, пряных тонах, берущих начало в так называемом восточном стиле Могучей кучки.
Опера целиком сплетена из лейтмотивов, определенным образом дорисовывающих образы главных героев. Не имеет собственного музыкального лейтмотива только простой народ, предстающий в опере безликой покорной массой, безвольно подчиняющейся царским повелениям.
Ясный музыкальный язык, интенсивность развития и цельность структуры, яркость и необычайность оркестровых красок оперы позволяют считать последнее произведение Римского-Корсакова - "Золотой петушок" - одной из лучших его опер.
Издатель: фирма "Мелодия"