Содержание дисков:
Руслан и Людмила Волшебная опера в пяти действиях Либретто М. Глинки и В. Ширкова по поэме А.С. Пушкина в редакции М. Балакирева и С. Ляпунова
Общее время звучания (ADD): CD1 - 65:47 CD2 - 62:15 CD3 - 58:07
Действующие лица и исполнители:
Светозар, великий князь киевский - Валерий Ярославцев, бас Людмила, дочь его - Руденко Бэла, сопрано Руслан, киевский витязь, жених Людмилы - Евгений Нестеренко, бас Ратмир, князь хазарский - Тамара Синявская, контральто Фарлаф, витязь варяжский - Борис Морозов, бас Горислава, племянница Ратмира - Нина Фомина, сопрано Финн, добрый волшебник - Альберт Масленников, тенор Наина, злая волшебница - Галина Борисова, меццо-сопрано Баян - Александр Архипов, тенор
Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины.
Солисты, хор и оркестр Большого Театра СССР Хормейстеры: Александр Рыбнов и Александр Хазанов Концертмейстер - Владимир Викторов Дирижёр - Юрий Симонов
Запись 1978 года
"Лирическим эпосом" назвал вторую оперу Глинки Б. Асафьев. По его меткому определению, "Глинка на былинный лад "распел" пушкинскую поэму". Действительно, "Руслан и Людмила" - явление уникальное в своем роде, в котором Глинке удалось объединить эпическое развитие сюжета и лиризм в раскрытии чувств героев.
Монументальные зарисовки Киевской Руси, легендарные образы вещего сказителя Баяна, витязя Руслана и князя Светозара создают атмосферу строгой величавости древних событий. Эпический склад оперы подчеркивается обилием хоровых сцен и неторопливым, постепенным развертыванием событий. Особым пластом в сюжете предстают сказочно-фантастические эпизоды, связанные с причудливыми образами волшебников Черномора и Наины. Музыка, характеризующая этих персонажей, пронизана тонким восточным колоритом.
В сопоставлении сил добра и зла заложен основной драматургический конфликт оперы. Его отражение в музыке Глинка решает довольно необычным способом - всё "человеческое", реальное, "живое" передано композитором средствами вокального искусства, в то время как "волшебное" характеризуется, главным образом, через танцевальные формы. При этом отрицательные оперные персонажи либо совсем лишены вокальной характеристики (Черномор), либо наделены скупым речитативным материалом (Наина).
Опера создавалась Глинкой в течение пяти лет (1837-1842). Юношеская поэма А.С. Пушкина, положенная в основу оперного сюжета, была значительно переработана композитором и друзьями-либреттистами. Используя сюжетную канву произведения, Глинка придал оперному либретто идею победы света над тьмой, торжества жизни.
Премьера оперы вызвала горячую полемику в печати. Однако, несмотря на резкое осуждение в придворных кругах, она была высоко оценена широкой публикой, а также великими музыкантами, среди которых можно назвать Ф. Листа и Г. Берлиоза.
Современный дирижёр Юрий Симонов (р. 1941) окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у Н.С. Рабиновича и стажировался у Е.А. Мравинского в оркестре Ленинградской филармонии.
В 1969 году состоялся дебют музыканта в Большом театре с постановкой "Аиды" Верди. С 1970 по 1985 гг. Симонов был главным дирижёром Большого театра, где в 1979 году он создал и возглавил Камерный оркестр. Основной заслугой дирижера стало возвращение музыки Р. Вагнера в репертуар театра. Кроме того, он провёл несколько значительных гастролей в Париже, Вене, Нью-Йорке, Милане, Вашингтоне и Японии.
В 80-е годы дирижёр дебютировал с различными оперными постановками в крупнейших мировых театрах. Он неоднократно участвовал в международных фестивалях, выступал в качестве приглашенного дирижёра со многими ведущими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. В 1985-1989 гг. Юрий Симонов руководил Государственным Малым симфоническим оркестром СССР.
В 1978-1991 гг. Юрий Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1998 года маэстро является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии.
Отдельного внимания заслуживает исполнительская деятельность Юрия Симонова в Венгрии. Он является главным дирижером оркестра "Liszt - Wagner" в Будапеште, а также постоянным приглашенным дирижёром Государственного оркестра Венгрии и Венгерского национального оперного театра. Помимо концертной деятельности, с 1994 года маэстро ведёт летний международный мастер-курс для дирижёров в Будапеште. Знаменитый музыкант неоднократно был награждён за выдающийся вклад в развитие музыки.
Легендарный русский певец Евгений Евгеньевич Нестеренко (р. 1938) окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу профессора В.М. Луканина. Творческое развитие музыканта происходило сначала в Малом оперном театре, затем в Ленинградском Театре оперы и балета и, наконец, в Государственном Академическом Большом Театре России. За 40 лет своей артистической деятельности он исполнил огромное количество оперных партий. Среди его лучших вокально-сценических работ - ведущие роли в операх русских композиторов М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова и С. Прокофьева. В настоящее время певец преимущественно живёт и работает в Вене.
Бэла Андреевна Руденко (р. 1933), выдающаяся оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), окончила Одесскую консерваторию в 1956 году. Расцвет её исполнительского и артистического мастерства совпал с периодом работы в Большом театре (1973-1988). Виртуозное владение очаровательным голосом, тонкий музыкальный вкус, глубокое проникновение в замысел композитора наиболее полно отразились в образе Людмилы из оперы "Руслан и Людмила" М. Глинки, поставленной труппой Большого театра в новой сценической редакции (1972). Бэлу Руденко по праву считают одной из лучших исполнительниц этой партии в истории оперы.
Издатель: фирма "Мелодия"
|