Содержание дисков:
Раймонда, балет в трёх действиях, соч. 57
CD1
Действие первое
1 - 20. Картина первая
21. Антракт
22. Картина вторая
23 - 32. Картина третья (Сон Раймонды)
CD2
1 - 19. Действие второе
20 - 33. Действие третье
Общее время звучания (ADD)
CD1 - 67:05
CD2 - 69:14
Оркестр Государственного академического Большого театра СССР
Дирижёр Евгений Светланов
Соло в оркестре:
Олег Усачёв - труба
Сергей Калиновский - скрипка
Вера Дулова - арфа
Запись 1961 года
Пять танцевально-симфонических сюит лежат в основе "Раймонды" - "полухарактерная", две классические и две характерные. "Полухарактерная" сюита (игры и развлечения Раймонды с подругами) - в первой картине первого акта, две классические - в первом акте (волшебный сон Раймонды) и в начале второго, две характерно-национальные сюиты - испано-арабская (танцы свиты Абдерахмана) во втором акте и венгерская (свадебное пиршество Раймонды и де Бриенна) в третьем.
Сюиты как опорные звенья определяют драматургическую конструкцию балета, по существу растворяя в себе остальные музыкально-хореографические формы: "полухарактерная" сюита вбирает знаменитый Большой вальс и pizzicato, в первой классической сюите центром становится Большое адажио; сюда же входит симфоническая сцена наваждений, воплотившая лирику девичьих грез Раймонды; вторая классическая сюита вбирает Pas d`action в начале второго акта, а в третьем акте Pas d`action, с его блестящей рыцарственной окраской, внедряется в характерно-национальную сюиту.
При всем многообразии музыки этих сюит общим является яркое воплощение симфонического начала: чередование и смена широко развитых танцевальных эпизодов подготавливают драматическую кульминацию (появление Жана де Бриенна, его поединок с Абдерахманом), а разветвленная сеть лейтмотивов подчеркивает сквозной характер музыкального действия.
Помимо "Раймонды", перу А.К. Глазунова принадлежат еще два балета: "Времена года" и "Барышня-служанка" (оба балета поставлены в 1900 г. Мариусом Петипа сначала в Эрмитажном, затем в Мариинском театрах). Несмотря на жанровые различия - парадность монументальной Раймонды и пасторальный колорит одноактной "Барышни-служанки", - балеты Глазунова обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении различных жанровых сфер. Так, в "Раймонде" любовное соперничество Абдерахмана и де Бриенна воплощено в контрастном сопоставлении испано-арабских и венгерских танцев; в балете "Барышня-служанка" мир лирических вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенен сюитой старинных французских танцев, передающих обстановку "галантного века". В балете "Времена года" Глазунов, сохраняя традиционную композицию каждой из четырёх частей, создает целостную симфоническую конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографическая симфония, получившая развитие в европейской балетной музыке начала 20 века.
Балеты А.К. Глазунова - самое значительное явление балетного симфонизма на рубеже 19-20 веков, соответствующее нормам театральной поэтики поздних балетов М. Петипа. Подобно высокому академизму классического танца в балетах Петипа, возникшему в результате творческого синтеза разнообразных традиций хореографии 19 века, партитуры Глазунова подытоживают завоевания балетной музыки, сообщая им незыблемую устойчивость академической формы.
Кроме собственно балетов, симфоническая музыка Глазунова также неоднократно становилась материалом для хореографических интерпретаций. Сюита "Шопениана" послужила основой для одноименного балета М. Фокина (1907 г., Мариинский театр, С.-Петербург). Другие балетные интерпретации: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме О. Уайльда "Саломея" (1908 г,С.-Петербург, М. Фокин), симфоническая поэма "Стенька Разин" (для балетной постановки Глазунов дописал "Пляску дружины Разина" на тему русской народной песни "Вниз по матушке по Волге", 1915г., Петроград, М.Фокин), 5-я симфония (1916 г., Москва, А. Горский).
"Раймонда" - наиболее значительный из глазуновских балетов. Выдающимися исполнительницами заглавной партии были в разное время знаменитые русские балерины Галина Уланова, Ольга Преображенская, Марина Семенова, Наталья Дудинская и Майя Плисецкая.
Успех, которым была отмечена премьера Раймонды в Мариинском театре 7 января 1898 г., сопутствовал этому балету и далее. "Раймонда" осталась в репертуаре Мариинского театра и после его переименования в Театр имени С.М. Кирова, а в 1938 г., в результате переработки либретто, из постановки исчезла Белая дама - как элемент мистики и пережиток феодализма. Московская премьера балета (перенесенная А. Горским постановка Петипа) состоялась в Большом театре в 1900 году. В 1908 году А. Горский, уже в своей оригинальной постановке, смягчил контраст между танцевальными и пантомимическими сценами и добавил один музыкальный номер - Мазурку из Балетной сюиты соч. 52, написанной Глазуновым в 1894 г. (Евгений Светланов исполняет именно эту редакцию партитуры). В 1945 г. Л. Лавровский осуществляет в Большом театре постановку "Раймонды" с переработанным либретто. Однако изъятие образа Белой дамы повлекло за собой в этой, близкой к редакции Петипа, работе перестановку номеров и значительные музыкальные купюры. Ю. Григорович в 1984 г. поставил в Большом театре новую, совершенно танцевальную, редакцию балета, показанную с триумфальным успехом в ходе гастролей балетной труппы театра в Мехико (1984), а затем в Англии, Голландии и Бразилии (1986).
В середине 20-х годов Джордж Баланчин привлек внимание Нью-Йоркской публики к музыке "Раймонды", показав там сольные номера из балета. Однако честь совершить подлинный прорыв в жизни "Раймонды" на западной сцене принадлежит Рудольфу Нуриеву, впервые поставившему балет в Сполето (1964), затем, в том же году, в Австралийском балете, в Американском театре балета (1975) и балете парижской Гранд Опера (1983).
Издатель: фирма "Мелодия"