Сказка про шута, семерых шутов перешутившего, соч. 21 Балет в шести картинах, либретто Сергея Прокофьева 1. Горница шута 2. Антракт I 3. У семерых шутов 4. Антракт II 5. Двор шута 6. Антракт III 7. Парадная комната шутов 8. Антракт IV 9. Спальня купца 10. Антракт V 11. Сад купца
Общее время звучания - 56:20 (DDD)
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижёр Геннадий Рождественский
Запись 1985 года
Балетное творчество Прокофьева в период до 1930-х гг. в основном было связано с деятельностью Русского балета Дягилева. По заказу С.П. Дягилева Прокофьев работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С.М. Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В "Скифской сюите" получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и одновременно очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу. Декоративная красочность музыки сочетается энергией ритмов, брутальной жёсткостью и ослепительным блеском оркестровки, достигающим апогея в картине солнечного восхода.
Русская национальная природа творчества Прокофьева ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете - "Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" по мотивам русских сказок из собрания А.Н. Афанасьеве. Подобно прославленному "Петрушке" Стравинского, "Сказка про шута ..." также вобрала в себя стихию русского балаганно-скоморошьего представления, переходящего порой в яркий гротеск. Но в балете Прокофьева несравненно весомее роль мелодии, пронизанной песенными и танцевальными оборотами в духе русской лирической "протяжной" песни и буйного пляса.
Первое представление балета состоялось в парижском театре "Гетэлирик" 11 мая 1921 года.