Содержание дисков:
Щелкунчик, балет-феерия в 2-х действиях, соч. 71
CD 1
1 - 10. Увертюра, Действие I
CD 2
1 - 14. Действие II
Общее время звучания (ADD)
CD 1 - 44:29
CD 2 - 39:09
Детский хор Большого театра СССР
Оркестр Большого театра СССР
Дирижёр Геннадий Рождественский
Запись 1960 года
Новогодний спектакль-феерия на замечательную музыку Петра Ильича Чайковского. В основу балета положена сказка Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".
Нет смысла пересказывать сюжет сказки, все его прекрасно знают. Однако, всё дело в том, что балет не повторяет сказку - взята только сюжетная линия. Таинственная сила музыки Чайковского преобразила всю историю о Щелкунчике, сделала её поистине неисчерпаемым кладезем смыслов, аспектов и идей. Под красивым и пышно оформленным детским спектаклем неожиданно открылась многослойная глубина. Главный вопрос балета "Щелкунчик" заключался в поисках гармонии между музыкой и самим сюжетом. Балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету. Загадка "Щелкунчика" не разгадана до сих пор, а количество постановок исчисляется сотнями.
Основными темами сценария балета является детство с его доверчивым и причудливым восприятием мира и воспоминания о лучших его мгновениях. То, что мы чувствуем при виде старых игрушек и фотографий, все это возвращает нас к памяти, к мечтам и надеждам. Музыка Чайковского безгранично раздвигает эти идеи. Действие балета происходит как бы в нескольких мирах. Прохождение героев сказки из одного мира в другой воплощается в сценах "роста ёлки" и "зимнего леса". Рост елки - это путь на небо, движение в иной, небесный мир; зима - символ застывания, замирания, остановки в развитии, т.е. смерти - перед Конфетенбургом - своего рода подготовка к неземному миру, путь в который проходит через лес. Поэтому хор снежинок в конце первого акта может восприниматься как хор ангелов, провожающих героев в мир радости и счастья.
Кульминацией балета, несомненно, является знаменитое адажио из второго акта. Уже первый хореограф "Щелкунчика", Лев Иванов, столкнулся с трудностями в постановке этого эпизода. И как бы ни была гармонична пластика Феи Драже, она не передавала вдохновенной глубины музыки, - музыка неизмеримо возвышалась над происходящим на сцене и превосходила все возможности балетного спектакля. В этом адажио как бы сфокусирована главная мысль балета: роковое соседство тёмной стороны и добра, становление личности через испытания, вызревание чувства через просветление идеала. Человек в самую счастливую минуту своей жизни вдруг ощущает дыхание Бездны, Хаоса. В "Щелкунчике" человеческая душа выходит из детства и юности в область дерзаний, порой окрашенных предчувствием трагедии.
Издатель: фирма "Мелодия"