Содержание диска:
Антология народной музыки. Душа народа
Музыка казаков–некрасовцев
1. Хожу я, хожу я по зеленой травке (Карагод)
2. Уж ты, девица-душа, уродилася да хороша (Карагод)
3. Как по нашей деревне во Майносской во селе (Карагод)
4. Что при вышнем было при высоком было при кургане (Лирическая)
5. У широких у ворот (Карагод)
Е. Гулина, хор посёлка Новокумский, Ставропольского края
6. Княгиня по сенюшкам похаживала (Былина "Алеша Попович и Тугарин Змей")
Е. Гулина
7. По синей-то море плывёт корабль (Историческая)
8. По черным было по морюшку (Былина "Илья Муромец на корабле")
С. Милушкин
9. Турецкие хоровые припевки (на турецком языке)
М. Елесютикова
10. Турецкие хоровые припевки (на турецком и русском языках)
Е. Гулина
11. Турецкая лирическая песня (на турецком языке)
А. Никулушина
12. Турецкая шуточная песня (на турецком языке)
С. Милушкин
13. Из-под Шам-горы было из-под камушка (Историческая)
14. Греческий распев (на греческом языке)
С. Милушкин
15. Как звонили они звоны звонские (Духовный стих, "Фёдор Тырин")
А. Рамзаева (запевает), М. Елесютикова.
16. Ты цвет, ты мой цвет, цвет (Лирическая)
17. Ой, у молодца голова болит (Былина, "Садко")
А. Чернышева, Е. Гулина (запевают), хор поселка Новокумский, Ставропольского края
18. Заиграю, заиграю, сам да заплачу (Былина, "Добрыня и Маринка")
А. Никулушина
19. Пришатнулся казак, примотнулся
А. Никулушина, хор поселка Новокумский, Ставропольского края
20. Наигрыш на губных гармошках
М. Елесютикова, А. Никулушина
21. Сторона ль моя сторонушка (Историческая)
А. Никулушина (запевает), Е. Гулина
22. Не туман то туман со синя моря сподымается (Карагод)
Е. Гулина (запевают), хор поселка Новокумский, Ставропольского края
23. Грушица (Лирическая)
Общее время звучания - 67:53 (ADD)
Фольклорные ансамбли Ставропольского края
Записи разных лет
Сложная историческая судьба выпала на долю казаков-некрасовцев - старообрядческой общины, покинувшей Россию в начале XVIII в. После обострившегося религиозного конфликта и поражения крестьянского восстания на Дону в 1707-1709 гг. казаки во главе с Игнатом Некрасовым ушли на Кубань (находившуюся под турецким владычеством), затем на Дунай и в Малую Азию. На чужбине формировались идеалы общины, пронесенные сквозь историю как заветы Игната Некрасова. И главный из них - вернуться в Россию, но Россию без царя. По имени Некрасова они стали величать себя казаками-некрасовцами.
Некрасовское пение - это хоровое одноголосие, гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева. Особенностью традиции является сохранность эпических жанров - былин ("Алеша Попович и Тугарин Змей", "Илья Муромец на корабле") и исторических песен ("По синей-то море плывет корабль", "Из-под Шам-горы было из-под камушка").
Ещё один эпический жанр местной традиции - духовные стихи, в которых нашел своё выражение опыт приобщения к христианству в повседневном быту, вне церкви. Архаический стих о Федоре Тироне - "Как звонили звоны звонские", в исполнении А. Рамзаевой и М. Елесютиковой, - напоминает былинный стих о Егории Храбром.
Жанровая основа традиции казаков-некрасовцев - песенная лирика, которую отличает богатый мелос ("Грушица"). Наряду с малоизвестными по сюжетам песнями, бытующими в некрасовской среде, представлены и популярные в русском фольклоре сюжеты, знакомые по классическим сборникам ("Ты цвет, ты мой цвет, цвет").
Хороводные (карагодные) песни приурочены к календарному периоду от Крещения до Масленицы.
Редкие образцы мужского ансамблевого пения зафиксированы в последние годы ("Что при вышнем было при высоком было при кургане"), они стали результатом внимания к некрасовцам со стороны молодежных фольклорных ансамблей.
У некрасовцев популярны турецкие лирические, шуточные песни и припевки. Они заимствовались на ярмарках и в тавернах. Но, исполняя чужие напевы, казаки по-русски растягивают гласные, постепенно завышая мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания очень привлекала турок, которым нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев.
Среди различных заимствований есть и вошедшая в казачий быт губная гармошка. Однако исполнение на губной гармошке у некрасовцев своеобразно: плясовые наигрыши по-восточному гибки, пластичны, да и названия их характерны - "Измирская", "Черкесская", "Казачья"...
Богатство тембровых красок присуще некрасовским мастерам: Семену Милушкину, Анне Рамзаевой, Марии Елесютиковой, Елене Гулиной, Анне Чернышовой и другим.
Издатель: фирма "Мелодия"