Содержание диска:
Антология народной музыки. Душа народа Адыгская (Черкесская) музыка
1. Ислъамый (Исламей, танцевальный наигрыш) Махмуд Шагуджев (гармонь), Сафарбий Ту, Осман Хахо (жыу, пхачич), 1965 2. Инарыкъуей къафэ (Инарокоевское кафа, танцевальный наигрыш) Мухажир Пшихачев (гармонь), Юрий Донадзе (доул), 1976 3. Дзэлыкъуэ хъупlэ (На пастбище Дзалуко, лирическая песня) Галим Шевхужев (пение), Рая Каргаева (гармоника), 1971 4. Чэбэхъан изэфакlу (Танец Чабахан, танцевальный наигрыш) Аслан Меретуков (шичепшин), Керим Тлецерук (жыу, пхачич), 1977 5. Хьагъэуджым изэфакlу (Танец Хагауджа, танцевальный наигрыш) Коджесав Кадырхан (гармоника), Асланбеч Чич (жыу), Чесебиев Титу (пхачич, гармоника), 1977 6. Гухлъхэр (Раздумье, инструментальный наигрыш) Огурли Марчанов (гармоника), 1971 7. Пщымазытхьэ (Пщимазитха, обрядовая приуроченная песня) Зарамук Кардангушев (пение), Бекулов Л (шичепшин), Аталиков Каральби (пхачич), 1972 8. Хьакъулащ (Хакуляш, танцевальный наигрыш) Махмуд Шагуджев (гармонь), Сафарбий Ту, Осман Хахо (жыу, пхачич), 1965 9. Мэзгуащ (Мазгуаш, танцевальный наигрыш) Асланбеч Чич (шичепшин) Титу Чесебиев (жыу, пхачич), 1977 10. Къэжыхь (Кажих, танцевальный наигрыш) Мухажир Пшихачев (гармонь), Пата Алоев (доул), 1969 11. Гущыlэ уэрэд (Шуточная песня, шуточная песня) Абчар Кемрюгова (пение), Оркестр народных инструментов Хабезского ДК, х/р Султан Сидаков, 1971 12. Мемрыкъом иорэд (Песня Мамрука, танцевальный наигрыш) Саудет Дачеева (гармоника), Керим Тлецерук (жыу, пхачич), 1977 13. Абрэдж Нухъэ иорэд (Песня Абреджа Нуха, танцевальный наигрыш) Керим Тлецерук (аккордеон), Титу Чесебиев (жыу), Гучипс Схаплок (пхачич), 1977 14. Загъэлъат (Загатлят, танцевальный наигрыш) Аслан Меретуков (шичепшин), Керим Тлецерук (жыу, пхачич), 1977 15. Сэрмахуэ (Сармахо, героическая песня-плач) Керим Кишмахов (пение), мужская вокальная группа Хабезского ДК, 1971 16. Ощ нахьи сынахъдахи (Я краше тебя, танцевальный наигрыш) Керим Тлецерук (аккордеон), Титу Чесебиев (жыу), Гучипс Схаплок (пхачич), 1977 17. Лъагъуныгъа уэрэд (Я сохранила твой взгляд, лирическая песня) Абчар Кемрюгова (пение), Оркестр народных инструментов Хабезского ДК, х/р Султан Сидаков, 1971 18. Къэрэкъамыл (Каракамыль, танцевальный наигрыш) Асланбеч Чич (шичепшин) Титу Чесебиев (жыу, пхачич), 1977 19. Вэгъэудзэ и уэрэд (Войска времени пахоты, героическая песня сетование) Зарамук Кардангушев (пение), Леонид Бекулов (шичепшин), Каральби Аталиков (пхачич), 1972 20. Мерзейхэ я къафэ (Танец Мирзоевых, танцевальный наигрыш) Зоя Кудаева (гармонь), Борис Бакуев (доул), 1969 21. Нарт къафэ (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш) Арсен Курашев (шичепшин), 1986 22. Нарт къашъу (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш) Арсен Курашев (шичепшин), 1986 23. Нарт къафэ (Нартская плясовая, инструментальный наигрыш) Арсен Курашев (шичепшин), 1986 24. Лашын нартыжьхэм яхуэусэ (Лашин поет о женихах нартах, эпическая песня) Зарамук Кардангушев, Елена Пачева (пение), Мухажир Пшихачев (гармонь), 1986 25. Бэдынокъуэ нарт хасэм къокIкэ (Бадиноко приезжает на хасу нартов, эпическая песня) Юрий Гучев, Данил Согов, Тамара Жеругова, Валентина Сосмакова, Амарбий Урусов, Зарамук Кардангушев, Суфьян Шугонов (пение), Хор Гостелерадио КБССР (дир. Б. Мизов), камерный ансамбль, 1986 26. Сосрыкъуэрэ ТIотIрэшрэ зозауэ (Бой Сосруко с Тотрещем, эпическая песня) Владимир Барагунов, Юрий Пшигошев, Валентина Сосмакова, Амарбий Урусов, Суфьян Шугонов (пение), Хор Гостелерадио КБССР (дир. Б. Мизов), камерный ансамбль, 1986
Общее время звучания - 73:10 (ADD)
Адыги - самоназвание народов, сформировавшихся на Восточном Причерноморье и Прикубани. Современные адыги России (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), проживающие в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, насчитывают свыше 750 тысяч человек.
Многовековая история адыгов нашла отражение в музыкальном фольклоре. В архаических обрядовых действиях и песнях широко представлены боги-покровители из языческого пантеона. Следы христианского и мусульманского вероисповеданий обнаруживаются в некоторых обрядах и песнях (Илья-пророк - Елэ, Святой Георгий - Даущджэрджий, рождественские песни - Хъуромэ). Жанровую трансформацию в быту имеют напевы исламских богослужебных песнопений - Закиры.
Адыгская песня отмечена двумя формами исполнения: первая - сольная - типична для жанров, предполагающих индивидуальную форму бытования или сугубо женское исполнительство, вторая - сольно-групповая, которая предполагает коллективный характер сотворчества и мужской состав исполнителей (ежьу). Народный инструментарий адыгов включает 3 группы: духовая - камыль (продольная флейта), бжами (сигнальный рожок), сырына (тип флейты), накыра (шалмей с проскакивающим язычком), бжанифа (волынка); струнная - апапшина, шикапшина, шапсугская лира и цитра; ударные - пхацич или пхачич (вид трещотки), пхатырко (ударяемые доски), шонтрып (двустронний барабан с талией и без талия), доул (двухсторонний барабан). С конца XIX века распространение получила диатоническая клавишная гармоника (пшина), а с 70-х годов XX века гармоника трансформировалась в хроматическую.
Адыгская народная песня занимала особый общественный статус: она долгое время оставалась важным информационным каналом, который фиксировал этапы исторического развития этноса; фольклорные жанры служили мерилом общественного сознания, диктовали нравственно-этические и эстетические идеалы. Благодаря такой роли народной песни, общество полностью доверяло песне и принимало достоверность и истинность содержания фольклорного текста.
Издатель: фирма "Мелодия"
|