Содержание диска:
Симфония No. 5 до-диез минор
1. Trauermarsch. In Gemessenem Schritt. Streng. Wie Ein Kondukt
2. Sturmisch Bewegt. Mit Grosster Vehemenz
3. Scherzo. Kraftig, Nicht Zu Schnell
4. Adagietto. Sehr Langsam
5. Rondo - Finale. Allegro - Allegro Giocoso. Frisch
Общее время звучания - 63:01 (ADD)
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижёр Кирилл Кондрашин
Запись 1974 года
Программу Пятой симфонии Малер не обнародовал. Однако, существует прямое указание на наличие таковой. Арнольд Шёнберг в своём письме к Малеру пишет о впечатлении от музыки Пятой симфонии: "Я видел Вашу душу обнажённой, совершенно обнажённой. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял её как стихийную бурю с её ужасами и бедами и с её просветляющей, увлекательной радугой. И что мне до того, что Ваша "программа", которую мне сообщили позже, кажется мало соответствовала моим ощущениям?"
Первая часть симфонии начинается патетическими возгласами труб, призывающими к вниманию. Взволнованную речь труб подхватывает оркестр. В этом внезапном фортиссимо словно вспышка сердечной боли. И тут же зарождается ритм траурного марша ... Постепенно всё стихает. Сдержанная мелодия звучит на фоне скупого, прозрачного аккомпанемента. Но это - спокойствие безграничной скорби, которое не может продолжаться долго. И вновь течение музыки прерывается взрывом отчаяния. И вновь ему на смену приходит размеренная мелодия марша. Она льётся нескончаемым потоком, повторяется, видоизменяется, становится более светлой, простодушной. И как в жизни после таких мгновений особенно остро ощущается боль утраты, так и в музыке новый раздел части, начинающийся с речитатива труб на фоне бурных пассажей струнных, передаёт это чувство обострённости страдания.
Вторая часть - непосредственное продолжение и в то же время резкий контраст первой. Здесь - осмысление происшедшего. Судорожные басовые мотивы, прерываемые короткими сухими аккордами, сменяются исступлёнными возгласами деревянных духовых, драматическими пассажами струнных.
Третья часть - гигантское скерцо, поражающее богатством образов, настроений, разнообразием тематизма. Здесь Малер использует свою любимый метод оркестровки - передачу ещё незаконченного мелодического построения от одних инструментов к другим.
Четвёртая часть - адажиетто. В нём заняты только струнные инструменты - смычковые и арфа, что придаёт музыке особую лирическую насыщенность. Это своеобразная миниатюрная оркестровая песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией - уникальный образец малеровской инструментальной лирики. Через много лет музыку адажиетто использовал знаменитый Висконти в своём фильме "Смерть в Венеции".
Вслед за последним аккордом адажиетто вступают многочисленные короткие мотивы финала, рисующие пасторальную картинку. Музыка полна веселья и солнечного света. И дальнейшее развитие последней части происходит в том же ключе. Характер музыки жизнерадостен, энергичен, лишённый какого-либо драматизма. Прихотливо сменяясь в безостановочном кружении рондо все темы финала сходятся к апофеозу, знаменующему собой преодоление страданий.
Издатель: фирма "Мелодия"