Симфония No. 1 ре мажор, "Титан" 1. Langam. Schleppend. (Wie ein Naturlaut); Im Anfang sehr gemachlich 2. Kraftig bewegt, doch nicht zu schnell; Trio: Recht gemachlich 3. Feierlich und gemessen, ohne zu schleppen 4. Sturmisch bewegt
Общее время звучания - 48:16 (ADD)
Запись 1969 года
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии Дирижёр Кирилл Кондрашин
Будапештская премьера Первой симфонии Малера закончилась сокрушительным провалом. Во многом из-за её новизны и необычности. Свою лепту в непонимание внесла и третья часть, оскорбившая часть публики своей едкой сатирой.
Симфония начинается медленным вступлением, как будто рождаясь из тишины. На фоне легчайших флажолетов струнных возникают отдельные мотивы: лесные зовы деревянных духовых, охотничьи наигрыши труб и валторн. Затаённый рокот литавр сопровождает медленное ползущее движение, зарождающееся в струнных басах. Нарастание звучности приводит к началу сонатного аллегро, простой неприхотливой песне, светлой и радостной - мелодии песни "Солнце встало над землёй" (из вокального цикла "Песни странствующего подмастерья"). В ней и главная и побочная темы, не противопоставленные, а продолжающие одна другую. Это бесхитростное и наивное прославление радости жизни.
В основе второй части симфонии лежит народный австрийский танец лендлер, предшественник вальса.
Третья часть симфонии открывается каноном на тему детской песенки "Братец Мартин", известной также со словами: "Братец Яков, спишь ли ты?". Её мелодия звучит в трагическом ключе (Малер написал ее в миноре) и имеет характер траурного марша, постепенное движение которого рождает новую мелодию, вплетающуюся в похоронную музыку.
Ж. Калло. Похороны охотника
Это какой-то танец, напоминающий венгерский чардаш, балаганные интонации скрипки сбивают ритм марша на плясовой, превращая погребальное шествие в шутовскую процессию. Биограф Малера Шпехт сообщает, что первоначально тот был намерен назвать эту часть "Похороны охотника", по старинной картине, изображающей лицемерную скорбь животных, оплакивающих смерть охотника. По сути это музыкальная карикатура. По словам самого Малера, третья часть должна быть "раздирающей, трагической иронией ... Это голос раненой до самой глубины и опустошённой души".
Финал симфонии грандиозен. Он - основная её часть, занимающий чуть ли не половину всего сочинения, смысловой центр всего цикла. Его начало звучит как взрыв отчаяния. Резкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, судорожные короткие фразы разных групп инструментов. ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Полная решимости тема маршевого склада характеризует возмужавшего, прошедшего все трудности героя симфонии. Кода симфонии звучит ликующим, торжественным апофеозом жизни, счастья.