Запись из БКЗ Ленинградской филармонии 30 января 1980 года.
Над своей последней симфонией Брукнер работал, будучи уже тяжело больным. Смерть прервала его труд, симфония осталась незаконченной. Но даже в таком виде она поражает величием замысла, производит сильнейшее впечатление. Исследователи творчества Брукнера назвали симфонию "Готической".
Первая часть начинается "торжественно, таинственно" (ремарка композитора) выдержанными тонами деревянных духовых, которые звучат одновременно с тихим тремоло струнных. Появляется величавая, словно на наших глазах созидаемая вступительная тема - из глубин в унисонах струнных и духовых рождается она в звучании восьми валторн. Новое, более мощное нарастание приводит к появлению главной темы, угловатой, с резкими скачками и резкими акцентами. Она напоминает зигзаг молнии или удары гигантского молота о наковальню. Ей отвечает распевная, ласковая и мягкая мелодия скрипок - побочная партия. Она порывиста и неуловима, как видение. Но постепенно становится более земной, человечной, перерастает в восторженный порыв. Третья, заключительная партия сурова в своём маршевом ритме, исполнена какой-то фанатичной силы и не преклонности. Фанфарная мелодия валторн сближает её с главной партией, но квартовые подголоски струнных и деревянных инструментов придают ей аскетический характер.
Во второй части, в Скерцо, проявляется оттенок ирреальности, возникает нечто пугающее и угрожающее. Здесь и сарказм, и мрачные привидения, и сатанинская усмешка. Мерный ритм острых аккордов струнных пиццикато сопровождает причудливо изломанные приплясывающие мелодии, они сменяются неистовыми звучаниями тутти всего оркестра.
В третьей, в Адажио, композитор фактически прощается с жизнью и это прощание уже невозможно ничем дополнить. Последние слова, произнесённые музыкой Брукнера, исполнены такой страшной пронзительности, какую и сегодня бывает трудно вынести. Особую роль в Адажио играю паузы. По словам А.В. Михайлова: "И после того, как композитор выложил все силы, чтобы сказать то, что он хотел сказать, остаётся только помолчать, потому что все возможности человеческие исчерпаны".
Но пауза - это не конец. Финал симфонии переходит за грань земного бытия. В последний момент композитор оглядывается назад и цитирует самого себя. В последние мгновения жизни перед ним проходят лучшие моменты: тема адажио из Восьмой симфонии, фанфара из Четвёртой и отголосок главной темы знаменитой Седьмой симфонии, с исполнения которой и началась мировая слава Брукнера. Заканчивается симфония светло и умиротворённо.